Истребитель JAS-39E («Грипен» NG) шведской фирмы SAAB может быть предложен ВВС Индонезии в соответствие с предложением, которое было сформулировано осенью прошлого года. Это обусловлено необходимостью замены 16 американских истребителей F-5E/F «Тайгер» II производства 1970 гг., которые в конце 1990 гг. прошли модернизацию в Бельгии, но с 2005 г. состоят в резерве. При этом «национальный» истребитель по программе IF-X может появиться не ранее 2025 г.

Шансы компании SAAB на получение индонезийского заказа достаточно реальны. Это обусловлено неплохими возможностями по Самолет JAS-39E («Грипен» NG). Фото www.gadgetfreak.grборьбе с морскими целями, что важно для Индонезии. Кроме того, индонезийская промышленность может стать участником производства и последующей модернизации самолетов «Грипен».

Еще одним потенциальным покупателем этих самолетов может стать Аргентина. Однако в этом случае следует ожидать сильного противодействия сделке со стороны Великобритании – давнего геополитического противника Аргентины.

Возможными причинами могут стать нерешенность англо-аргентинского конфликта вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов и использованием английских комплектующих в самолетах типа «Грипен». Их покупка Аргентиной может нарушить военный баланс в зоне конфликта. В то же время Англия не противодействует на поставку 36 самолетов JAS-39E Бразилии.

Известно, что на самолетах JAS-39E около 30% оборудования и деталей выполнены с использованием английских комплектующих. Это бортовая РЛС с АФАР компании «Селекс-ES», шасси, катапультное кресло и большая часть бортовой электроники. По мнению специалистов, замена британского оборудования и конструктивных элементов другими технически вряд ли возможна.

В октябре 2014 г. министры обороны Бразилии (Селсу Аморим, Celso Amorim) и Аргентины (Агустин Росси, Agustin Rossi) подписали соглашение о сотрудничестве в области совместных проектов в авиастроении. При этом А. Росси подтвердил решение аргентинского правительства начать переговоры о закупке 24 истребителей JAS-39E, которые по лицензии будут собираться в Бразилии.

Прошедшие переговоры Аргентина и Бразилия оценили как «стратегическую победу» и прорыв в военно-техническом сотрудничестве. Страны Южноамериканского совета обороны, куда входят обе эти страны, планируют совместную разработку учебно-тренировочного самолета и разведывательного беспилотного летательного аппарата.

В декабре 2014 г. бразильское минобороны уже подписало контракт с компанией SAAB на приобретение 36 самолетов «Грипен» и их сборку в Бразилии. Общая стоимость контракта 5,4 млрд. долларов. Самолеты JAS-39E бразильским ВВС должны быть поставлены в период 2019-2025 гг. В ноябре 2014 г. были определены первые два летчика бразильских ВВС, которые будут переучиваться в Швеции. Курс обучения пилотированию истребителей типа «Грипен» пройдет на авиабазе F7 ВВС Швеции.

 Справка

JAS-39Е – истребитель легкого класса. Размах крыла – 8,4 м, длина – 14,10 м, высота – 4,5 м, общая площадь крыла – Истребитель типа JAS-39E («Грипен» NG), Фото z-wall.ru28,00 кв. м. Масса пустого самолета - 6622 кг, взлетная – 9700-12974 кг, топлива – 2268 кг. Двигатель ТДД Volvo Aero RM-12 обеспечивает полет с максимальной скоростью у земли (на высоте) 1400 (2125) км/ч.

Перегоночная дальность – 3500 км, боевой радиус действия на малой (большой) высоте – 300 (800) км. Скороподъемность – 4700 м/мин. Практический потолок – 19000 м. Экипаж – 1 чел. Вооружение: одна 27-мм пушка Mauser BK27, боевая нагрузка – 6500- 8000 кг на 7 узлах подвески.

 

Анатолий Соколов

По материалам ЦАГИ № 3 (2891) - 2015