ВВС США, наряду с американскими ВМС, являются сегодня основным заказчиком боевой авиационной техники в мире. При сокращении оборонного бюджета страны и численности самолетного парка они продолжают реализовывать основные программы с целью модернизации имеющейся и создания новой авиационной техники. Сокращение оборонного бюджета, которое началось в марте Эмблема ВВС США. Фото www.russianmiami.com2014 г., оценивается в 495,6 млрд. долларов.

За период 2001-2014 гг. общее число боевых эскадрилий сократилось с 75 до 55, а в 2019 г. этот показатель не превысит 48. По состоянию на октябрь 2013 г. действующий личный состав ВВС США составил 503400 военнослужащих. Кроме того, 70400 человек числится в активном резерве ВВС (Air Force Reserve Command - AFRC), 105400 - в составе Национальной гвардии (Air National Guard - ANG) и 185500 гражданского персонала в составе ВВС.

Сегодня американские ВВС реализуют три крупные программы по созданию новой авиационной техники (F-35A, КС-46А и LRS-B), которые должны стать основой мощи ВВС США на ближайшее десятилетие. К 2019 г. ВВС должны получить 334 новых летательных аппарата для замены старых самолетов и вертолетов.

С вооружения должны быть сняты 283 штурмовика типа А-10, 51 истребитель F-15C/D, 7 самолетов ДРЛО Е-3А «Авакс» и 7 самолетов огневой поддержки наземных войск ЕС-130Н. Планируется полное снятие с вооружения военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков типа С-130 и КС-135, а также пилотируемых самолетов-разведчиков U-2 и беспилотных средневысотных разведчиков MQ-1.

Всего к 2019 г. из состава ВВС должно быть выведено около 450 пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а численность личного состава должна уменьшится на 4% и составить около 483 тыс. человек.

Самолеты США F-35 «Лайтнинг» II. Фото kartinkijane.ruПрограмма F-35 «Лайтнинг» II (JSF - Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) реализуется с 1990 гг. в интересах ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты (КМП) США. В качестве основного партнера в ней участвует Великобритания. В рамках программы разработано, проходит летные испытания и готовмтся к принятию на вооружение унифицированное семейство многофункциональных малозаметных истребителей F-35A (для замены F-16C и А-10С для ВВС США), палубных F-35C с горизонтальными взлетом и посадкой (для ВМС США) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B (для КМП США).

Первый полет прототип F-35A совершил 15 декабря 2006 г. Малосерийное производство этих истребителей ведется с 2007 г. и до 2014 г. ВВС США купили 103 самолета. Всего было произведено 209 самолетов типа F-35A, F-35B и F-35C для США, Австралии, Великобритании, Израиля, Италия, Нидерландов, Норвегии и Японии.

До настоящего времени самолет находится на стадии испытаний. Первые истребители F-35A боевые подразделения ВВС США должны Самолет F-35В на палубе авианосца. Фото lajtning-ii-na-korable-uosполучить в декабре 2016 г., а самолеты первоначальной оперативной готовности – в 2018 г. Однако последние неудачи в реализации программы могут затянуть эти сроки.

В 2015-2019 гг. на программу F-35A запрашивается 33,3 млрд. долларов. В 2015 г. ожидается выпуск 26 самолетов этого типа. Всего ВВС США должны получить 1763 истребителя F-35A. Сегодня стоимость одного истребителя F-35A без НИОКР составляет 114 млн. долларов, а после начала крупномасштабного производства к 2018 г. она должна уменьшиться до 85 млн. долларов. Стоимость всей программы F-35 для ВВС, ВМС и КМП США оценивается в 1,065 трлн. долларов.

Одноместный однодвигательный малозаметный самолет F-35A выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, цельноповоротным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж самолета F-35A имеет два грузовых отсека. Самолет оснащен двигателями F135-PW-100 с форсажной тягой 18200 кгс и многофункциональной БРЛС ANAPG-81 с АФАР.

При максимальной взлетной массе 31750 кг (пустого 13290 кг) истребитель F-35A может летать с максимальной скоростью 1,6М и нести боевую нагрузку до 8170 кг. Боевой радиус действия самолета - 1090 км.

Программа КС-46А «Пегасус» - авиационный комплекс с самолетом-заправщиком нового поколения. В настоящее время строится Самолет-заправщик КС-46А «Пегасус». Фото www.gannett-cdn.comпервая опытная машина. В период 2015-2019 гг. ассигнования на программу могут составить 6,6 млрд. долларов. Первый полет КС-46А запланирован в первой половине 2015 г. а начальная оперативная готовность комплекса ожидается в 2017 г.

Тендер на создание перспективного самолета-заправщика КС-Х для замены 100 самолетов-заправщиков Боинг КС-135 был объявлен в 1950 гг. В феврале 2011 г. победителем конкурса была признана фирма «Боинг». Для сборки нового самолета был использован планер самолет Боинг 767-2С. В начале 2014 г. собирались четыре планера для серийных самолетов КС-46А. 18 таких самолетов для ВВС США должны быть построены к 2017 г.

К 2027 г. ВВС США должны получить 179 (4 опытных и 175 серийных) самолетов типа КС-46А. Один серийный самолет оценивается в 189,4 млн. долларов, а стоимость всей программы с НИОКР – в 250,2 млрд. долларов. В апреле 2014 г. рассматривалась возможность поставки 4 КС-46А ВВС Республики Корея. Другим потенциальным заказчиком является Польша, потребности которой оцениваются в 8 самолетов. Экспортные поставки новых самолетов-заправщиков могут начаться с 2016 г. В дополнение к самолетам КС-46А ВВС США планируют закупить усовершенствованные заправщики типа КС-46.

Стоимость создания перспективного бомбардировщика LRS-B (Long-Range Strike Bomber) в 2015-2019 гг. оценивается в 11,4 млрд. долларов. Однако точную стоимость финансирования работ по созданию этого самолета оценить сложно, так как оно идет, Пективный бомбардировщик LRS-B (вариант). Фото topwar.ruпреимущественно, по секретным («черным») статьям бюджета.

ВВС намерены закупить 80-100 машин по относительно низкой (550 млн. долларов за самолет) цене. В первой половине 2015 г. пройдет конкурс проектов с участием компании «Нортроп Грумман» и группы, созданной фирмами «Локхид Мартин» и «Боинг». Заказчик ВВС США ставит цель добиться первоначальной оперативной готовности бомбардировщика LRS-B к середине 2020 гг.

Предполагается, что комплекс вооружений LRS-B будет представлять систему летательных аппаратов различного назначения, действующих совместно. LRS-B заменит стратегические бомбардировщики В-52Н и, возможно, частично В-1В. Некоторое время новые самолеты будут эксплуатироваться совместно с малозаметными стратегическими бомбардировщиками В-2А.

Первоначально программа, объявленная в 2004 г., называлась «Бомбардировщик нового поколения» (Next-Generation Bomber - NGB), или «Бомбардировщик 2018 года». В 2010 г. программа NGB официально была прекращена, а в 2012 г. стало известно об аналогичной программы LRS-B со сроками реализации в середине 2020 гг.

 

Анатолий Соколов

По материалам ЦАГИ №1-2 (2889-2890)– 2015 г.