Об этом пишет The New York Times со ссылкой на высокопоставленные источники. В планы США входит поставить странам-союзникам НАТО танки, боевые машины пехоты и другую тяжелую военную технику. Количество вооружений рассчитано на пять тысяч военнослужащих. А само решение может быть принято еще до совещания министров обороны стран-членов НАТО, которое состоится в Брюсселе 24-25 июня.

В частности, технику предполагается отправить в Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Румынию, Болгарию и, возможно, Венгрию. Если такое решение будет принято, это станет «первым шагом со времен холодной войны, в рамках которого США разместят тяжелые вооружения в странах НАТО в Восточной Европе, которые когда-то входили в сферу влияния Советского Союза», отмечает газета. Кроме того, это послужит «четким сигналом президенту России Владимиру Путину о том, что Вашингтон намерен обеспечить защиту стран НАТО, которые граничат с Россией».

«Это решение станет грубейшим нарушением основополагающего акта Россия-НАТО от 1997 года, который запрещает размещать значительные контингенты на границах друг друга, - высказал свое мнение "Росинформбюро" военный эксперт Виктор Литовкин. - Впрочем, что считать значительным? Этот момент не прописан в документе, что и дает повод для интерпретаций».

В прошлом году на саммите альянса в Уэллсе именно Вашингтон поставил перед союзниками по блоку жесткое условие довести уровень военных расходов до 2% ВВП.

Как объяснил эксперт, у России, США и НАТО различные подходы в оценках «значительного и незначительного» военного присутствия. Москва неоднократно высказывала протесты по поводу переброски военной техники альянса к российским границам. Последний такой эпизод был в начале года, когда Вашингтон направил в рамках поддержки союзников в Польшу и Прибалтику около 150 американских танков М1 Abrams, боевых машин пехоты БМП Bradley, БТР Stryker и М113. Параллельно с этим свои воинские подразделения к российским границам выдвинули Дания и Венгрия. В Литве эти страны разместили 140 военнослужащих, усиленных 70 единицами бронемашин. О своих намерениях поддержать Литву заявили также Бельгия, Германия и Португалия, готовые перебросить в эту страну по мотострелковой роте.

«Вашингтону это крайне выгодно, - уверен Литовкин, содержание группировки всегда можно переложить на национальные правительства стран, в которых они размещены. - Кроме того, это лишний повод потребовать дополнительных ассигнований на противодействие российской опасности в собственном Конгрессе. Ну и наконец, это реальные точки контроля геополитического пространства».

В прошлом году на саммите альянса в Уэллсе именно Вашингтон поставил перед союзниками по блоку жесткое условие довести уровень военных расходов до 2% ВВП. По данным Financial and Economic Data Relating to NATO Defence, из наиболее «напуганных» российской угрозой стран только Эстония вносит в бюджет Североатлантического альянса утвержденную саммитом блока сумму в 2%. Латвия платит 0,9%, Литва - и того меньше, 0,8%. Для «соответствия» стандарту, та же Польша вынуждена была поднять расходы на оборону на 20%.

«Стремление заставить членов альянса платить 2% ВВП на оборону это попытка руководства НАТО, а точнее его главного спонсора США, не просто снизить затраты на поддержку союзников, - уверен профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Это плата за американскую технику необходимую для их защиты».

Так Польша приняла решение о закупки как минимум 70 военно-транспортных вертолетов, артиллерийских систем и 40 американских оперативно тактических крылатых ракет воздушного базирования AGM-158A с дальностью полета до 300 км., а так же аппаратуры для обновления бортового программного обеспечения польских F-16. Разрабатывается программа по закупке беспилтников, создания собственной системы ПВО/ПРО «Щит Польши» стоимостью $9 млрд. Система должна быт встроена в американскую НПРО в Европе и как предполагается не обойдется без американских компонентов.

Не менее амбициозны военные планы прибалтов. В 2015 году в Эстонию и Литву начнутся поставки американских противотанковых комплексов FGM-148 Javelin считающихся самыми лучшими в мире переносными противотанковыми средствами в мире. Комплекс предназначен для уничтожения бронетехники, защищённых объектов типа бункер, ДОТ, ДЗОТ, низколетящих малоскоростных целей - вертолётов, БПЛА. Латвия закупит израильские противотанковые комплексы Spike. Таллинн планирует купить у Нидерландов 44 БМП CV-90, а также гаубицы 155 калибра. Рига планирует приобрести 120 гусеничных британских бронированных разведывательных машин CVR(T).

Стоимость закупки британских боевых машин оценивается в 70 млн евро. Часть средств на данные цели уже выделена в бюджете 2014 года - 1,79 млн евро. Кроме того, планируется выделить 12,27 млн евро в 2015 году и 16,29 млн. евро в 2016 году. По заявлению латвийского министра обороны, закупка осуществляется в рамках долгосрочного плана развития национальных Вооруженных сил. А Вильнюс планирует закупить крупную партию польских переносных зенитных-ракетных комплексов (ПЗРК) «Grom» - аналог российского ПЗРК «Игла».

Ракеты комплекса «Искандер» летят на дальность до 500 километров. На каждой из них может быть установлена обычная (по разрушительному воздействию ее действие сопоставимо с ядерным боеприпасом.

По мнению Литовкина, России не стоит резко реагировать на появление дополнительных американских танков в Прибалтике и Польше.

«Крупномасштабные военные действия маловероятны, - считает эксперт. - В Брюсселе и Вашингтоне прекрасно понимают, что любой серьезный конфликт с Москвой незамедлительно перерастет в ядерное противостояние. Расчет, строиться на то, что пытаясь реагировать, Москва втянется в дорогостоящую гонку вооружения, которая при действующих санкциях заставит Россию капитулировать».

Мы уже проходили этот момент в своей истории. Военное противостояние СССР и США привело к развалу Советского Союза, частичной потери обороноспособности России. Сегодня, как можно судить по действиям Минобороны, противодействие идет на несколько ином тактическом уровне. Например, под Санкт-Петербургом, Калининградской области  и в перспективе в Крыму будут развернуты оперативно-тактические комплексы «Искандер-М». В первом случае они полностью перекрывают опасность со стороны Польши и Прибалтийских стран. Во втором, нейтрализуют угрозу НАТО со стороны Румынии и Болгарии.

Ракеты комплекса «Искандер» летят на дальность до 500 километров. На каждой из них может быть установлена обычная (по разрушительному воздействию ее действие сопоставимо с ядерным боеприпасом, только без радиоактивного загрязнения местности) или кассетная боевая часть, состоящая из 54 отдельных боевых элементов (боевые блоки для комплекса могут быть проникающего, осколочно-фугасного,  объёмного детонирующего действия или любого другого типа).

«Всего на комплексе может быть использовано до 10 различных боеголовок, - говорит генконструктор Коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин, где создавался «Искандер-М». - Система, как хорошее ружье, позволяет охотнику выбирать патрон под тот тип дичи, на который он собирается охотиться. Для утки это будет один вид боеприпаса, для медведя - совершенно другой».

Например, в варианте «Искандер-К» комплекс снаряжается двумя крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» (по натовской классификации SS-N-27 «Sizzler»). Последние позволяют поражать не только наземные объекты инфраструктуры противника, но и выступать в роли противокорабельного оружия. При этом говорят, что увеличить дальность оружия с сегодняшних 480 км до нескольких тысяч вполне возможно. Благодаря этому, находясь в глубоком тылу «Искандер» одинаково эффективно уничтожает ракетные комплексы, дальнобойную артиллерию, объекты систем ПРО и ПВО, авиацию на аэродромах, центры управления и связи, в том числе подземные, другие важные малоразмерные и площадные цели. Для повышения вероятности поражения хорошо защищенных целей в комплексе заложены технические решения, позволяющие ракете преодолевать систему ПВО или ПРО противника по типу той, что стоит на самой современной стратегической ракете «Тополь-М».

Показательно, что перевооружение ракетных бригад этой техники идет согласно графику госпрограммы вооружения. А значит, нет аврала и перераспределения денежных средств с одних программ на другие. Собственно это главное отличие сегодняшнего отношения руководства страны и Минобороны к тем вызовам и угрозам, что возникают у наших границ.

Дмитрий Литовкин