Европейское космическое агентство (ЕКА) 11 февраля планировало запустить свой легкий космический корабль в рамках проекта «Экспериментальный корабль промежуточного класса» - IXV (Intermediate Experimental Vehicle). Аппарат на орбиту должен быть выведен ракетой «Вега» с космодрома Куру (Французская Гвиана)

Фото fizportal.ruПрограмма первого полета предполагает суборбитальный полет атмосферного возвращаемого демонстратора IXV с приводнением на парашюте в Тихом океане. IXV отделится от ракеты-носителя на высоте 320 км и поднимется до высоты 420 км, а затем войдет в плотные слои атмосферы на скорости около 7,7 км/с на высоте 120 км. Миссия должна продлиться около двух часов.

Основные задачи проекта IXV - тестирование широкого спектра технологий для будущих аппаратов многоразового использования, которые будут многократно взлетать в космос, и садиться на космодром. В первых полетах корабль будет собирать значительные объемы информации, связанные со сверхзвуковой скоростью полета и особенностями орбитальных маневров.

В дальнейшем планируется преобразование IXV в транспортный многоразовый корабль PRIDE-ISV (the Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe — Innovative Space Vehicle). Стоимость проекта создания корабля IXV оценивается в 150 млн. евро.

Этот проект выводит Европу на новый уровень в строении космической техники. До настоящего времени технологией строения и эксплуатации космических аппаратов многоразового использования обладают Россия и США.

По внешнему виду IXV больше похож на простой трансфер, чем на обычную капсулу, представляет собой аппарат длиной 4,4 м и разработан в качестве прототипа беспилотного корабля. Беспилотник будет в состоянии самостоятельно возвратиться из ряда орбитальных миссий.

Ожидается, что созданный прототип позволит решить вопросы перевозки грузов в пространстве, разведки и робототехнического обслуживания спутников на орбите. В отличие от европейского корабля ATV, который уничтожался после выполнения своей миссии, IXV будет возвращаться и приземляться в назначенном месте.

К настоящему времени испытаны ряд систем и подсистем, в том числе и спуск на парашюте. Один из прототипов приземлился в пустыне Аризона после падения с высоты 5,7 км.

 

Анатолий Соколов