Генерал-лейтенант Кристофер Богдан сообщил, что разработчики работают быстро, как только могут, а вся авиаотрасль в целом развивается довольно интенсивно, но стопроцентной гарантии, что получится уложиться в поставленные сроки, никто дать на сегодняшний момент не может.

 

Проблемы с информационной системой

 

По словам американского военного, такая задержка связана с неготовностью новой Автономной логистической информационной системы самолета ALIS. Система предназначена для диагностики работы установленной на самолет аппаратуры. Известно, что пока не удалось добиться стабильной работы программного обеспечения Block 3f, которое требуется для полетов в боевом режиме.

Сейчас военные США эксплуатируют истребители F-35 исключительно в учебных целях, но в американских ВВС все еще рассчитывают объявить о готовности самолетов пятого поколения для эксплуатации в боевых условиях уже к лету 2016 года. Ранее представители ВВС договорились с разработчиками о том, что в период с 1 августа и 31 декабря 2016 год предусматривается некое временное окно для объявления первой операционной готовности для истребителей. Но, по всей видимости, разработчики будут вынуждены отстать от графика примерно на 2 месяца.

 

Предыдущие проблемы

 

В начале марта руководитель программы по внедрению истребителя F-35 в ВВС США генерал-майор Джеффри Хэрриган из Пентагона заявлял, что у новейшего американского истребителя пятого поколения F-35 был найден серьезный недочет в программном обеспечении.

По словам представителя военного ведомства США, проблема с ПО истребителя заключается в том, что из-за неполадок в программном обеспечении происходят сбои в работе радара с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) непосредственно во время полета. Вследствие нарушений приходят сигналы о сбоях в работе радара, вплоть до его полного отказа. А, как известно, корректно работающий радар с АФАР считается одной из главных составляющих любого современного боевого самолета, ведь он отвечает за обработку данных о целях.

 

Превысили бюджет и сроки

 

Напомним, что боевой самолет пятого поколения F-35A производит компания Lockheed Martin. Он представляет собой истребитель-бомбардировщик с высоким уровнем незаметности для противника. На создание линейки таких самолетов Пентагон выделил около 120 млрд долларов бюджетного финансирования.

Несмотря на все заявления американских военных о серьезных перспективах самолета, весь процесс разработки F-35 преследуют различные проблемы. Глава Бюро испытаний и оценки в структуре Пентагона (Operational Test and Evaluation Office) Майкл Гилмор в январе 2016 года уже говорил, что сроки начала боевых испытаний F-35 сдвинуты на год, а тестирование истребителей начнется не ранее августа 2018 года.

 

Всем не угодишь

 

Предшественник F-35, крайне дорогостоящий и исключительно ненадежный самолет F-22 Raptor (на вооружении министерства обороны США таких самолетов меньше 200), пока остается единственным истребителем пятого поколения на вооружении американской армии. Конгресс прекратил финансирование производства F-22 в 2009 году, поскольку была сделана ставка на новый F-35.

Самое интересное, что истребители-бомбардировщики F-35 производятся в рамках программы объединенных вооруженных сил Joint Strike Fighter (JSF). По этой программе власти США надеялись сократить бюджетные расходы, чтобы создать единую модель самолета, которая подошла всем подразделениям армии США. Но сделать этого, видимо, не получится, ведь каждое подразделение нуждается в особых модификациях самолета. Превышение первоначально установленных бюджетов и неисполнение оговоренных сроков как раз и стало главной бедой программы.

Алексей Петров