Ученые Технологического института Харбина разработали технологию, которая позволит двигаться подводным лодкам и торпедам под водой с около- или сверхзвуковой скоростью.

Ракето-торпеда "Шквал-Э". Фото А. СоколовВ основе технологии используется принцип сверхкавитации – создание вокруг движущегося подводного объекта кавитационного пузыря. Эта технология позволит подводной лодке расстояние от Шанхая до Сан-Франциско добраться за 100 минут.

В начале движения для разгона субмарины ее поверхность будет обволакиваться специальной жидкостью для снижения трения воды о корпус. По достижению скорости в 75 км/ч или большей будет использоваться сверхкавитация. Известно, что при этом подлодка будет управляема.

В общих чертах эффект будет достигаться за счет применения специального кавитатора в носовой части с соплами на нем, через которые подается газ в кавитационный пузырь.

Для придания большой скорости субмарина может быть оснащена ракетными двигателями. Теоретически подлодка сможет двигаться под водой на скорости до 5,8 тыс. км/ч. Об этом сообщает Лента.ру со ссылкой на The South China Morning Post.

 Справка

Кавитация представляет собой явление, при котором в воде позади быстро движущегося объекта образуются мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Это происходит из-за резкого снижения давления жидкости позади движущегося предмета. Вскорости пузырьки схлопываются, и возникает ударная волна. Это явление ведет к разрушению лопастей корабельных винтов.

Известно, что скорость звука в воде достигает 1,5 тыс. м/с или 5,5 тыс. км/ч при температуре 24 град. и солености 35 промилле.

Профессор Ли Фэнчэнь считает, что до практической реализации технологии суперкавитации должны быть Хвостовая часть ракето-торпеды "Шквал-Э" с двигательной установкой. Фото А. Соколоврешены ряд сложных вопросов. Одна из них – поддержание стабильности «существования» кавитационного пузыря, внутри которого должна двигаться подлодка.

Другая проблема – обеспечить возможность управления кораблем, который движется под водой со сверхзвуковой скоростью. Предположительно это могут быть рули, которые при движении подлодки внутри кавитационной полости выдвигаются за пределы «пузыря».

Еще одна проблема – создание экономичной силовой установки, которая обеспечит большую дальность подводного хода. Кавитационные технологии впервые были использованы в СССР при создании скоростной подводной ракето-торпеды «Шквал».

Она оснащена подводным реактивным двигателем с гидрореагирующим топливом и может двигаться под водой в кавитационной полости со скоростью 370-500 км/ч. При этом управлять ее направлением движения возможно в узких пределах при дальности действия около 13 км.