Новый китайский истребитель J-31 «Кречет» планируется производить только на экспорт и он не поступит на вооружение военной авиации Китая. По словам адмирала Чжан Чжаочжона (Zhang Zhaozhong), J-31 планируется производить «только на экспорт» и «вряд ли этот истребитель будет когда-либо базироваться на палубах китайских авианосцев».

Это подтверждает и наличие до настоящего времени всего одного самолета J-31 «Кречет» с бортовым номером «31001», первый полет которого состоялся 31 октября 2012 г. Мнение западных экспертов о скором появлении второго и третьего прототипа «Кречета» пока не подтверждается. Для сравнения, в испытаниях перспективного малозаметного истребителя J-20 участвуют уже три опытных прототипа.

Ранее некоторые западные эксперты предложили считать «Кречет» самолетом 5 поколения, а американские специалисты - прототипом перспективного палубного самолета для ВМС НОАК.

В настоящее время истребитель J-31 «Кречет» проходит летные испытания. Изначально он был оснащен двумя российскими двигателями РД-93 (тяга 8300 кгс., экспортная модификация двигателей РД-33). Однако 10 апреля 2014 г. состоялся испытательный полет этого самолета с одним новым китайским двигателем WS-13, который имеет приблизительно равные с РД-93 тягу и габариты.

Первоначально двигатели WS-13 предназначались для оснащения истребителей JF-17, которые поступают на вооружение ВВС Пакистана.

Сегодня западные специалисты приходят к выводу, что на истребителе J-31 китайские разработчики Истребитель j-20 "Черный дракон". Фото 3.bp.blogspot.comавиатехники отрабатывают свои навыки, а сам «Кречет» предназначен для экспорта. Ранее так произошло с легким истребителем FC-1 – он не был принят на вооружении ВВС НОАК, а поступил на вооружение ВВС Пакистана.

Такая тенденция объясняется стремлением МО КНР избегать рискованных «технологических скачков», а последовательно и методично совершенствовать уже существующие удачные конструкции.

Это характерно для авиастроительных корпораций в Шеньяне и «Чэнду», которые развивают конструкции российского истребителя Су-27 и китайских J-20 и J-10 соответственно.

Предполагается, что перспективным авиационным комплексом 5 поколения ВВС НОАК является тяжелый самолет Чэнду J-20 «Могучий дракон». Первый полет этот самолет совершил 11 января 2011 г.

«АРТ», ОНТИ ЦАГИ, 2014, № 21/2857

Анатолий Соколов