Сегодня в парижском пригороде Ле-Бурже открылся один из главных аэрокосмичких салонов мира Paris Air Show 2015. На площади около 130 тыс. кв. м. свои экспозиции развернули 2260 участников из пяти десятков государств, в том числе 40 из России. Однако ждать особых прорывов от главного события года не стоит. Уже сегодня вечером большинство руководителей российских авиастроительных компаний и КБ покинут Францию. 

Виной тому и международные санкции, серьезно сократившие взаимодействие российских и иностранных компаний, но самое главное, из-за открывающегося в подмосковной Кубинке форму «Армия-2015». Как это ни парадоксально, но главный покупатель авиационной техники теперь находится в самой России. В 2014 году объем гособоронзаказа составил - более 50 млрд. руб. В этом году, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, вырастет еще на 20%. Так, что быть сегодня в Кубинке куда выгодней, чем в Париже.

Советские самолеты начали выставляться в Париже в 1934 году, Россия принимает участие в салоне с 1993 года.

Для нашей промышленности Ле-Бурже всегда был сродни прохода по «красной дорожке» каннского кинофестиваля. Надо было не только демонстрировать успехи, брать награды, но что важно - присутствовать лично. Ведь толь здесь возможно получить полное представление о тенденциях в развитии современной авиации. Ле-Бурже - витрина мировых брендов: американского Boeing, европейского Airbas и многих других. Именно здесь впервые состоялись мировые премьеры Boeing 787 Dreamliner, Airbas A380. Прилетел первенец нашего авиапрома Sukhoi Superjet 100.

Сегодня все скромнее, громких премьер у западных фирм практически нет. Российская часть полна новинок: истребители Су-30МК2 и Су-35М, МиГ-29М2 и МиГ-35, военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А и учебно-боевые самолеты Як-130, а также самолеты-амфибии Бе-200. Из вертолетов, по данным ФСВТС, Россия представит модели Ми-8АМТШ, Ка-52, Ми-28НЭ и Ми-35М, а также Ка-31 и военно-транспортный Ми-26. Среди средств ПВО - С-300ПМУ1 и С-300ВМ, зенитный ракетный комплекс Тор-М2КМ и ракетно-пушечный Панцирь-С1 - но все в макетах.

Из реальных образцов только Sukhoi Superjet 100 мексиканской авиакомпании Interjet - крупнейшего иностранного эксплуатанта этого самолета. Парк этой авиакомпании составит 30 российских авиалайнеров. Половина из них уже летает над Мексикой и даже совершает пассажирские перевозки в США. Другая новинка, модель процедурного тренажера для подготовки и переподготовки летных экипажей пассажирских лайнеров семейства среднемагистральных авиалайнеров МС-21 корпорации «Иркут». Центральное звено тренажера - унифицированный кабинный модуль, причем на его базе возможно формирование различных вариантов тренажерного устройства. Варианты определяются исходя из пожеланий заказчиков, а также особенностями подготовки и уровнем квалификации обучаемого персонала.

МС-21 - одна из главных новинок российского авиапрома. Самолет должен стать конкурентом Boeing 737 и Airbas A320 на которых сегодня совершается до 40% внутрироссийских перевозок. Самолет делается полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12-15%. Добиться этого хотят за счет снижения расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет, как минимум, на 20% ниже, чем у действующих конкурентов. Основной вклад в экономию внесут инновационные технические и технологические решения, реализованные в авиационных двигателях Pratt & Whitney  PW1400G и перспективном российском моторе ПД-14, разрабатываемый «Объединенной двигателестроительной корпорацией». На нем, в частности, планируется впервые в России внедрить углепластиковые лопатки вентилятора.

В отличие от конкурентов, МС-21 будет еще и легче. Достигнут этого за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета. Их доля составит 40%. В ближайшие 15 лет такого уровня использования композитов не будет ни на одном среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров. Ожидается, что к 2020 году Иркутский авиазавод будет выпускать до семи таких машин в месяц.

По официальным данным ОАК ввод в эксплуатацию первых самолетов семейства МС-21 и их сертификация намечены на 2017—2018 годы. После 2020 года производство самолетов МС-21 должно выйти на плановые показатели и достигнуть уровня в 40 самолетов в год

Можно предположить, что если бы Россия не испытывала санкционного давления Запада, то наша экспозиция на авиасалоне была бы представлена куда большим количеством перспективных образцов техники. Франция одни из главных российских партнеров в области поставки техники третьим странам. Французская электроника стоит на российских истребителях Су-30МКИ и МиГ-29К эксплуатирующихся в Индии. Не без помощи французских специалистов в России было налажено производство лазерной инерциальной навигационной системы ЛИНС-100РС. Без подобного устройства, сегодня ни один самолет в мире, не может считаться современным.

Особенность подобного навигационного комплекса состоит в том, что он может рассчитывать положение самолета в пространстве, как с помощью сигналов спутниковых систем типа GPS или ГЛОНАСС. А так же при полном их отсутствии. Российско-французское совместное предприятие «РС Альянс» планировало до 2020 года занять 70-75% рынка навигационных систем боевой авиации российского производства с годовым оборотом СП в 25-30 млн евро.

Можно было бы похвастаться, новым палубным вертолетом Ка-52К. Машину специально создавали под базирование на французских больших десантных кораблях типа «Мистраль». Ее присутствие в Ле-Бурже стало бы символом взаимовыгодного сотрудничества Москвы и Парижа. Но Елисейский дворец в «Мистралях» Кремлю отказал. Поэтому первый морской вариант одной из лучших боевых машин покажут в Кубинке в рамках форума Армия-2015.

В морском варианте эта машина вообще не имеет аналогов в мире, так как может применять не только управляемой противотанковое вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной. Дело в том, что эти противокорабельные крылатые ракеты до последнего времени могли использоваться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К. Для Ка-52К это еще и билет на внешний рынок, где помощь французских партнеров могла бы быть незаменимой.

«Мы открыты для диалога с европейскими партнерами, - отметил глава делегации Рособоронэкспорта на авиасалоне Сергей Корнев. - Успешная практика сотрудничества показала за прошедшие годы растущий взаимный интерес к кооперации и совместным проектам, в том числе в интересах третьих стран».

Впрочем, судя по сложившейся ситуации, обсуждать эти вопросы, российские специалисты будут не в Ле-Бурже.  

Дмитрий Литовкин