Из пяти соперников Сергея Собянина эту интригу поддерживает только один, зато весьма экзотический и из ряда вон выходящий кандидат – Алексей Навальный, даже род занятий и профессию которого определить очень сложно.

Формально он адвокат, но о его юридической практике ничего не известно. Он выдвинут несистемной оппозицией, но даже там никаких хотя бы символических постов не занимает. Фактически он блогер, специализирующийся на разоблачениях и компромате, но это трудно считать профессией. Скорее, это смесь публицистики с общественной деятельностью. И вот такой своеобразный общественный деятель, пожалуй, впервые принимает участие в выборах на столь серьезном уровне.

Особую пикантность кампании Навального придает тот факт, что он находится под подпиской о невыезде.

Особую пикантность кампании Навального придает тот факт, что он находится под подпиской о невыезде, уже получил приговор районного суда в городе Кирове, и приговор нешуточный – пять лет в колонии общего режима, а теперь ждет решения суда второй инстанции. И пока его нет, остается полноправным гражданином, имеющим право и избирать, и быть избранным.

Однако, как только приговор – пусть даже условный – вступит в силу, Навальный это право утратит. Было бы любопытно узнать, что случилось бы, если бы он выиграл выборы – и попал под приговор. Но такой коллизии не случится. Даже адекватные сторонники и соратники кандидата от оппозиции понимают, что он не может не только победить, но и выйти во второй тур. 

Но интрига все равно живет и не умирает, так как решительно непонятно: сколько процентов, сколько голосов москвичей может набрать собрать такой кандидат нетрадиционного типа? Да, по ходу кампании публикуется множество результатов социологических опросов, но им невозможно верить, так как все опросы стали неотъемлемой частью предвыборной кампании. Политтехнологи уничтожили социологию как науку, превратили ее в послушный инструмент манипулирования и обработки мозгов избирателей.

Подавляющее большинство граждан, готовых поставить в бюллетенях галочки напротив фамилии Навального, прекрасно понимают, что мэром он не станет.

Добавляет своеобразия и еще одно обстоятельство. Подавляющее большинство граждан, готовых поставить в бюллетенях галочки напротив фамилии Навального, прекрасно понимают, что мэром он не станет (в противном случае поостереглись бы, наверное). Их голосование – сугубо протестное. Причем протест этот адресован не столько Собянину, сколько федеральной власти.

Поэтому важно понять не только социологически, но и политически: каковы реальные масштабы протестных настроений в столице? Существует даже такая версия, что Навального специально запустили на выборы, дабы выяснить эти масштабы. Но маловероятно, чтобы власть решилась поставить столь сложный эксперимент на людях.

Тем более, что создается впечатление: рейтинг Навального чуть ли не накачивают искусственно. Судите сами. На следующий день после регистрации его берут под стражу, но еще на следующий день выпускают по ходатайству не адвокатов, а прокуратуры. В результате он попадает в центр внимания, а на Ярославском вокзале в Москве его встречает толпа, как Ленина в 1917 году, не хватает только броневика...

Затем Навального как бы пытаются снять с выборов. То находят некую конспиративную квартиру, где его сторонники из загадочной организации «Братья Навального» печатают некую рекламную предвыборную продукцию без опознавательных знаков. То якобы уличают в том, что он получает деньги из-за рубежа. То, наконец, находят некую фирму в Черногории, учрежденную много лет назад…

Но все эти акции и попытки скомпрометировать кандидата имели только обратный эффект. Особенно – самая последняя из них. Сначала омоновцы публично задержали Навального сразу после его многолюдной встречи с избирателями, потом городские власти принялись заявлять, что никакого задержания не было, а была, дескать, проведена профилактическая беседа…

Любые действия, предпринятые против кандидата Навального, идут ему только на пользу.

Короче говоря, получилось так, что любые действия, предпринятые против кандидата Навального, идут только ему на пользу. Нечто подобное имело место 20 с лишним лет назад, когда Горбачев пытался всячески скомпрометировать своего популярного соперника Ельцина. Но с тех пор власть поднаторела в тонкостях политических и особенно предвыборных технологий.

Если бы власть хотела снять Навального с выборов, это было бы сделано. Да его до них просто не допустили бы. И в последние дни кандидата от несистемной оппозиции начали пытаться компрометировать именно с этих позиций. Мол, он на самом деле «проект Кремля», его кандидатура согласована с власть имущими, а «Собянин обещал ему пост префекта»…

Есть основания полагать, что эти попытки нанести ущерб имиджу «борца с коррупцией» тоже будут контрпродуктивными. В конце концов, подобного рода утверждения могут смутить разве что безбашенных радикалов, которых совсем немного и которые без того настроены против Навального.

Короче говоря, вся интрига московских выборов заключается в том, сколько получит господин Навальный накануне оглашения приговора суда второй инстанции – 10 или 20-25 процентов голосов от пришедших на выборы? Рискну предположить, что на большее ему рассчитывать не придется, но и это был бы весьма впечатляющий результат для фактического кандидата улицы и «человека ниоткуда».

Что касается, всех прочих кандидатов, то они не заслуживают подробного анализа. По разным причинам. Так, Собянин демонстрирует запредельную, даже беспредельную самоуверенность, не ведет никакой предвыборной кампании, ничего не обещает, не делает заявлений, а как бы показывает всем, что он просто исполняет обязанности мэра и готов исполнять их и дальше.

Среди прочих выделился и запомнился, как ни странно, самый бесцветный – Николай Левичев.

Ну а среди прочих выделился и запомнился, как ни странно, самый бесцветный – Николай Левичев. Ведь именно он поднял шум по поводу конспиративной квартиры «братьев Навального», по его сигналу несколько часов пилили дверь в это таинственное пристанище, и теперь тихий мирный Левичев упорно ассоциируется с пилой-болгаркой. Зато больше не сливается с фоном.

Ну а фон этот составляют коммунист Иван Мельников и ЛДПРовец Михаил Дегтярев, перед которыми стоит задача не дать забыть столичным избирателям об их партиях перед выборами в Мосгордуму, намеченных на 2014, и глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин, который демонстрирует полную исчерпанность старой оппозиции. Похоже, что голоса, отданные за них, не повлияют на расклад выборов.

Николай Троицкий