Россия до конца 2014 г. намерена передать Сирии первую партию из 9 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Выполнить контракт на 36 самолетов этого типа планируется путем поставок 12 и 15 машин в 2015 и 2016 гг. соответственно.

В качестве аванса Сирия уже перечислила России около 100 млн. долларов за первые шесть самолетов по контракту, который был заключен в декабре 2011 г. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к «Рособоронэкспорту».

Ранее СМИ сообщали о том, что Як-130 произведены и могут быть поставлены после принятия политического решения. По данным издания, поставкам вооружений сирийской армии всячески препятствуют страны НАТО и США.

При этом Россия неоднократно заявляла о поставках в Сирию исключительно оборонительного вооружения, что не нарушает нормы международного права.

Наше мнение

Можно предположить, что УБС Як-130 значительно повысит возможности сирийских ВВС по борьбе с вооруженными группировками сирийских оппозиционных формирования. Причем такое решение военно-политического руководства Сирии можно считать разумным с политической, экономической и военной точек зрения.УБС Як-130. Фотография: © Росинформбюро / Анатолий Соколов

В политическом плане этот самолет нельзя отнести к наступательным вооружениям и можно поспорить с теми, кто будет считать его таковым. Этот самолет, в первую очередь, предназначен для обучения и повышения профессиональной подготовки летчиков. Як-130 может быть использован для выполнения ограниченного круга боевых задач, но только оборонительного плана. Возможности применять этот самолет для решения наступательных задач ограничены дальностью его действия и массой вооружения, которое он может нести.

Экономически этот контракт выгоден тем, что в условиях затянувшейся гражданской войны руководство страны не может себе позволить значительные траты. Но в этом случае они оправданы тем, что относительно небольшие средства позволяют решать достаточно важные для страны задачи.

Cобственная стоимость одного Як-130 и его эксплуатации, в сравнении с боевыми самолетами типа «МиГ» и «Су», заметно дешевле. Кроме того, ниже и затраты на обучение летчиков непосредственно для применения этого самолета.

Наконец, с военной точки зрения, покупку Як-130 можно считать весьма выгодным приобретением. Этот многофункциональный самолет в нынешней сложной военно-политической обстановке для сирийской армии весьма удачная «находка».

Относительно «малогабаритный» маневренный самолет может использоваться не только для подготовки летчиков, но и как средство огневого поражения наземных целей мятежников. Для решения таких задач внутри Сирии он как нельзя лучше подходит по своим характеристикам и возможностям.

 справка "росинформбюро"

УБС Як-130 (Mitten, «Рукавица» по классификации НАТО) предназначен для решения задач подготовки летного состава и может использоваться в качестве легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Рассматривался вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв».

Создан ОКБ им. Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в российских ВВС учебно-тренировочных самолетов чешского производства Л-39. Считается, что к 2015 г. ВВС России должны получить более 60 Як-130 для подготовки военных летчиков и полной замены L-39. На декабрь 2012 г. в составе ВВС России находилось 26 самолетов данного типа.

УБС Як-130 имеет 8 узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем и способен нести до 3000 кг полезной боевой нагрузки (ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием). Предусматривается вариант оснащения Як-130 системой дозаправки топливом в воздухе. Летно-технические характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.

Отличается простотой конструкции и высокой надежностью планера, силовой установки и самолетных систем, а также большим эксплуатационным ресурсом. Кроме того, самолет имеет высокую автономность базирования, технологичен и недорог в эксплуатации. Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием.

При максимальной (нормальной) взлетной массе 10290 (7230) кг самолет способен летать на скорости до 1060 км/ч у земли. Практические дальность и высота полета достигают 1600 км и 12500 м соответственно. Экипаж – 2 человека. Размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м. Способен нести 1700 л топлива для двух двигателей типа АИ-222-25 тягой по 2500 кгс. Длина полосы на аэродромах базирования до 1000 м.

 

Анатолий Соколов