Последние действия США и Турции в борьбе с террористическим движением ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) указывают на то, что на территории многострадальной Сирии может начаться новая крупномасштабная война на Ближнем Востоке.

Известно, что между США и Турцией прошли переговоры об использовании турецкой авиабазы Инджирлик для размещения Генерал Мартин Демпси. Фото media.washtimes.comамериканских самолетов, которые участвуют в нанесении воздушных ударов по боевикам ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта). Об этом сообщил Мартин Демпси, председатель комитета объединенных штабов армии США.

По его словам, в Сирии будет создана специальная буферная зона, в которой не должно быть как исламистов ИГИЛ, так и правительственных сирийских войск. При этом важнейшую роль в создании такой зоны будут играть ВВС США. Со временем эта буферная зона, «контролируемая американской армией распространится на всю территорию Сирии».

Яснее не скажешь. Таким образом, вопрос об американской оккупации Сирии и свержении правительства Башара Асада под шумок борьбы с ИГИЛ уже решен и переходит в область практической реализации. Здесь, как говорится, игра идет в «открытую».

Более сложная ситуация с Турцией. С одной стороны она приняла решение о проведении наземной операции против исламистов. Но по каким-то причинам эта операция не начинается, несмотря на просьбы курдов, угрозу падения Кобани и выхода вооруженных формирований исламистов на границу с Турцией.

Президент Турции Реджеп Эрдоган. Фото postskriptum.orgСкорее всего, турецкий президент Эрдоган тянет время в ожидании удобного политического момента и максимального ослабления сирийских войск и игиловцев во взаимном противостоянии. И тогда турецкие войска с минимальными потерями войдут на территорию Сирии, а по сути – оккупируют ее. Но именно этого и боится Эрдоган, по словам которого Турция может быть ввергнута в хаос 90 гг., когда шла кровопролитная борьба с боевыми формированиями Рабочей партии Курдистана (РПК).

Эрдоган оказался в двусмысленной ситуации. При отказе от операции он теряет поддержку 20 млн. турецких курдов и получает серьезные проблемы с союзниками по альянсу, к которому присоединились уже более 50 стран. Если же операция начнется, под угрозой террористов окажется одна из «дойных коров» Турции – туристическая отрасль. А сегодня в Турции реально существует сеть поддержки ИГИЛ, в рядах которой воюет как минимум 2000 турок.

Недооценил Эрдоган и силу сирийского режима, который сплотил вокруг себя армию и значительную часть населения. В то время как в результате «цветных революций» пали режимы в Ливии, Йемене и Ираке, Сирия стоит и не собирается уступать «поле боя».

Как ни странно, но в Турции сегодня приходят к мысли о том, что вся сирийская война была затеяна Западом против турецкойАвиабаза Инджирлик. Фото s1.reutersmedia.net модели мирного развития. Так считает Абдель Бари Атван, главный редактор издания Al-Rai al-Youm. По его мнению, успехи политики Эрдогана привели к экономическому буму в Турции, который вызвал «зависть и на Западе, и на Востоке».

В случае начала военной интервенции в Сирии на ее стороне выступит Иран. Об этом прямо и однозначно заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдуль Абдулахьян. По его словам, исламская республика не допустит падения режима Башара Асада. США проинформировали Иран и Сирию об отсутствии враждебных планов против них в борьбе с ИГИЛ, но Иран этому не верит.

На одной из конференций, посвященной войне против ИГИЛ, Абдулахьян сказал, что «мы им в этом отношении не доверяем». Замминистра предупредил: «… если будут предприняты какие-либо некорректные попытки со стороны США или любой другой страны, вроде провозглашения бесполетной зоны, или выдвижения военных подразделений на сирийскую территорию, это повлечет за собой самые серьезные последствия».

В twitter появились сообщения о том, что Иран готов к прямой военной интервенции в случае, если «нога турецкого солдата ступит на сирийскую землю».

Таким образом, очень тугой ближневосточный узел вряд ли будет развязан политическими методами. Скорее всего, столица сирийских курдов Кобани падет в ближайшее время. Это может стать сигналом для начала масштабных боевых действий на сирийской территории с участием сил антиигиловского альянса с одной стороны, и сирийскими войсками, при поддержке Ирана, с другой стороны.

 

Анатолий Соколов