Российский Военно-морской флот переживает ренессанс. Десятки строящихся кораблей и подводных лодок, перспективные проекты атомных авианосцев и эсминцев, большие десантные и более мелкие, но от того не менее значимые вспомогательные корабли и суда. Все это показал открывшийся в Санкт-Петербурге седьмой Международный военно-морской салон МВМС-2015.

До конца этого года боевой состав Военно-морского флота России пополнят восемь кораблей основных классов и две подводные лодки.

С 1 по 5 июля, гостям и участникам выставки представят свыше 200 образцов военно-морской техники. У причалов Морского вокзала в выставочном центре «Ленэкспо», где традиционно проходит мероприятие, пришвартовано около 30 кораблей и судов.

Адмиральский призыв

 

До конца этого года боевой состав Военно-морского флота России пополнят восемь кораблей основных классов и две подводные лодки. Об этом в понедельник на совещании в Минобороны заявил глава военного ведомства Сергей Шойгу. По его словам, речь идет о многоцелевом корвете «Совершенный» проекта 20380 и первом из «адмиральской» серии - фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков». Поставки в ВМФ этих кораблей предусмотрены гособоронзаказом, который не ограничивается единичными экземплярами. Вслед за «Совершенным» флоту передадут корвет «Гремящий». А в группу новых фрегатов поочередно вольются «Адмирал Касатонов», «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Министр напомнил, что в этом году флот уже получил десять катеров различного назначения.

До конца года на Северном и Тихоокеанском флотах, а также в Новороссийской военно-морской базе для современных подлодок достроят 45 объектов. На Северном и Черноморском флотах надо ввести в эксплуатацию полтора десятка уже готовых объектов. Если говорить об инфраструктуре ВМФ в целом, то сейчас ее готовят на 16 площадках в восьми пунктах базирования.

Стенд Крыловского государственного научного центра - организации без научного заключения которой ни один проект перспективного корабля не сможет приодолет растояние от кульмана до стапеля.

Глава оборонного ведомства подчеркнул, что все подлодки, большинство кораблей и вспомогательных судов ВМФ делают на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации. На их долю также приходится до 90 процентов работ по ремонту и сервисному обслуживанию флотского состава.

«По сути, от эффективности входящих в корпорацию компаний напрямую зависит уровень боеготовности Военно-морского флота. Поэтому для нас особенно важно, чтобы все заключенные с ОСК контракты выполнялись в срок», - сказал Шойгу. По его оценке, за последние два года в этом вопросе наметилась положительная динамика. Но остается ряд проблем, требующих комплексного решения, как по линии Минобороны, так и руководства корпорации.

От кульмана до стапеля

 

Масштаб предстоящих изменений лучше всего дает понять МВМС-2015. Стенд Крыловского государственного научного центра - организации без научного заключения которой ни один проект перспективного корабля не сможет приодолет растояние от кульмана до стапеля. 

«Концептуальное проектирование кораблей - не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем, - сообщил агентству «Росинформбюро»  советником гендиректора Крыловского центра Доктор технических наук Валерий Половинкин. - Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент не окажитесь в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных».

У Крыловского центра три ключевых проекта: перспективного атомного авианосца проекта 23000Э шифр «Шторм», эскадренного миноносца проекта 23560 шифр «Лидер» и большого десантного вертолетоносца получившего шифр «Лавина». Последний, фактически полная альтернатива французским вертолетоносцам типа «Мистраль». Как заявил командующий Военно-морским флотом адмирал Виктор Чирков, «Лавина» будет нести вдвое больше наземной техники, чем «Мистраль». На его борту можно будет разместить 16 вертолётов, 450 морпехов и 80 единиц наземной техники.

«Веротолетоносец «Лавина» имеет водоизмещение 24 тысячи тонн, - сообщили «Росинформбюро» в ЦНИИ имени Крылова, это больше, чем у французского корабля - 21,3 тысячи тонн. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном. Дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость - 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники».

По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».

«Лавина» станет полноценной альтернативой французским мистралям.

Любопытно, что это уже второй проект большого десантного вертолетоносца. Первый был презентован в подмосковной Кубинке во время форума «Армия-2015» на стенде Военно-морского флота - проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн Невского проектно-конструкторского бюро. Корабль несет 8 вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники.

Как удалось выяснить «Росинформбюро», «Прибой» рассматривается командованием ВМФ, как развитие серии больших десантных корабль проекта 11711 «Иван Грен». Флот планирует получить в ближайшие годы не мене 10 таких кораблей. «Лавина» станет полноценной альтернативой французским мистралям.

Атомное сердце флота

 

Авианосец проекта 23000Э шифр «Шторм» интересен тем, что будет иметь интегрированную систему боевого управления и обеспечит базирование многоцелевой авиагруппы из 80-90 летательных аппаратов различного назначения, в том числе и ударных авиационных комплексов. Их боекомплект составит 2,5 - 3тыс. крылатых ракет и авиационных бомб.  

Длина корабля - 330 м, ширина - 40 метров, водоизмещение составит 90-100 тысяч тонн, максимальная скорость хода - 30 узлов (крейсерская - 20), осадка - 11 метров. Авианосец сможет вместить 4000-5000 членов экипажа и способен выполнять боевые задачи при волнении моря до 6-7 баллов.

Не менее впечатляющие характеристики и у нового эсминца «Лидер».

«В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления, - рассказывает Валерий Половинкин. - Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута».

По словам эксперта, по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса. Это означает, что при обычной энергетике можно будет иметь дальность плавания на 30 % больше и настолько же меньше будет расход топлива, - подчеркнул эксперт.

Не менее впечатляющие характеристики и у нового эсминца «Лидер». Коабль будет меньше по размеру тяжелых атомных ракетных крейсеров 1144 проекта типа «Орлан», на смену которым идет, но при этом будет нести, куда большее количество вооружения.

«Это платформа для 60 крылатых ракет, а не 24 как у атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (проект 1144), - уточнил один из представителей ВМФ. - Все ракеты: и крылатые, и зенитные будут спрятаны в шахтах. Для всех них предполагается вертикальный страт». 

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут».

Предположительно, новый эсминец сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными короблями типа «Арли Берк». Судя по макету, он получить от 2-х до 4-х пусковых установок «Калибр» с ПКР «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году).

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены и по 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат и универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм.

От слов к делу

 

«Наша промышленность не останавливалась, наука продолжает развиваться, - констатировал Виктор Чирков на открытии МВМС-2015. - Российское судостроение способно построить для нужд Военно-морского флота универсальные десантные корабли, абсолютно ничем не уступающие французским вертолетоносцам «Мистраль». Причем построить качественный авианосец наша промышленность, по его словам, может «вне зависимости от того, кто бы нам, что не поставил».

Корабельный состав флота будет полностью обновлен.

Строительство кораблей и судов прописано в новой программе развития Военно-морского флота до 2050 года. Об объеме расходов по ней можно судить только по косвенным данным. Так, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, «общий объем ассигнований на реализацию госпрограмммы вооружений 2011-2020 годов в части ВМФ составляет 5 триллионов рублей, из них 47 процентов предусмотрено на строительство новых кораблей». Планируется построить более 600 надводных кораблей, подводных лодок и различных судов обеспечения. Тем самым корабельный состав флота будет полностью обновлен.

Судя по экспозиции МВМС-2015 это не такая уж невыполнимая задача. Тем более, что мы сознательно обошли тему современного артиллерийского, ракетного, бомбового и торпедного вооружения, авиации и вертолетов широко представленных в «Ленэкспо». Все это свидетельствует об океанских амбициях России. Желании иметь многофункциональный, мощный Военно-морской флот. Сможет ли он на равных тягаться с флотами ведущих мировых держав по количеству, качеству и мощности, вопрос риторический. Но то, что заставит считаться со своим присутствием на океанских просторах, очевидно.

Дмитрий Литовкин