Праздник был учрежден приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Дата была выбрана в связи с первой победой морских летчиков на гидросамолетах, которую они одержали 17 июля (4 июля по ст. ст.) 1916 г. в воздушном бою над морем.Гидросамолет М-9. Фото hobbyport.ru

Четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота встретились в бою с германскими самолетами для защиты от ударов с воздуха русской военно-морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Российские летчики потерь не имели. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота.

Впервые идею о применении авиации с морских кораблей высказал в 1909 г. капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе «О типе морского аэроплана». В марте 1910 г. французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 г. - первый полет на самолете-амфибии «Канар». Первый в России поплавковый самолет в 1911 г. построил инженер Яков Гаккель.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911‑1913 гг. русское правительство закупило самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах. В 1913 г. аэропланы, в т.ч. гидросамолеты, строились во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России 5 авиационных заводов в 1913 г. построили 270 самолетов.

В 1913‑1914 гг. в России были сформированы авиационные войсковые подразделения, в т.ч. гидроавиационные станции для морского флота. Тогда же взлетел русский гидросамолет С-10 Игоря Сикорского. Первые корабельные гидросамолеты спускались (поднимались) на воду подъемным краном.

Это объяснялось дешевизной и простотой способа исполнения полетов на море. В российском флоте впервые в мире в 1913 г. началось переоборудование пароходов в авиатранспорты. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Русские авиаконструкторы создали несколько типов «летающих лодок», которые в Первую мировую войну применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море, а также для уничтожения самолетов противника в воздухе.

Сигизмунд Леваневский. Фото www.polarpost.ruВ июле 1917 г. в России создается Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ – по одной воздушной дивизии на Балтике и на Черном море. После 1917 г. на Балтике формируется воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий.

Всего в гражданской войне участвовали 19 морских авиационных отрядов. 3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР, 4 апреля 1932 г. - Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - Северного флота.

Морская авиация активно участвовала в освоении Северного морского пути, а ее летчики и техники стали основным ядром созданной в конце 1920 гг. полярной авиации. Первыми Героями Советского Союза в 1934 г. за спасение челюскинцев стали морские летчики Анатолий Ляпидевский (Звезда за №1), Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Иван Доронин. В 1935 г. приказом Наркома обороны морская авиация была выведена из состава Воздушного Флота и передана в подчинение начальнику Морских сил.

С образованием в 1937 г. Народного комиссариата Военно-морского флота, морская авиация получила название Военно-воздушные силы ВМФ и стала родом сил ВМФ СССР. К Великой Отечественной войны самолетный парк морской авиации насчитывал около 3000 боевых самолетов (бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и морские разведчики).

Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый воздушный удар по Берлину. За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5500 самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами - две трети общих потерь от воздействия сил ВМФ СССР.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство и освоение новой боевой техники.Фото yandex.ru Именно летчик-североморец Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли. В этот период появились морская ракетоносная, противолодочная и корабельная штурмовая авиация, совершенствовалась разведывательная авиация.

Современная морская авиация подразделяется на рода - ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательную и вспомогательную авиацию. По месту базирования - на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с авиакрылом из палубных истребителей Су-33, учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ, корабельных многоцелевых (Ка-27) и транспортно-боевых (Ка‑29) вертолетов.

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.

 

Анатолий Соколов