Германия завершает строительство серии неатомных подводных лодок (НАПЛ) проекта 212А с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). К испытаниям и сдаче готовится шестая и финальная лодка этого проекта НАПЛ U36, которая может быть принята на вооружение ВМС Германии в 2014 г. Первая НАПЛ U 35 была спущена на воду в ноябре 2011 г. и войдет в состав ВМС Германии в 2013 г.

ВНЭУ разработки компании HDW установлены на лодках первой серии и подтвердили свои высокие характеристики. Субмарина U-32 с ВНЭУ в апреле 2013 г. на военно-морских учениях находилась под водой 18 суток без всплытия и установила новый мировой рекорд.

Всего для ВМС Германии к 2013 г. построено 4 НАПЛ проекта 212А (U-31 - U-34) и еще 2 лодки этого проекта (U-35, U-36) достраиваются. Стоимость серийной НАПЛ с ВНЭУ составляет 510 млн. дол.

 

Справка «Росинформбюро»

НАПЛ пр.212А оснащена комбинированной ВНЭУ в составе дизель-электрической установки (ДЭУ) и электрохимического генератора (ЭХГ). Эта установка значительно увеличивает дальность и время плавания лодки на малошумной скорости (3-5 узлов). Работа ЭХГ основана на использовании модулей топливных элементов, в которых при соединении водорода и кислорода вырабатывается электрическая энергия.  Дистиллированная вода, побочный продукт реакции, может быть использована на подлодке.

Основные недостатки ВНЭУ. Хранение на борту лодки жидкого кислорода увеличивает вероятность взрыва. Кроме того, ЭХГ в сравнении с дизель-электрической установкой  не обеспечивает заметных преимуществ по максимальной подводной скорости при выполнении скоростных маневров. Так, этот показатель для германской НАПЛ пр.212 и российской пр.677 составляют 20 и 21 узлов при мощности электродвигателей в 3875 л.с. и 4100 л.с. соответственно.

Воздухонезависимые энергоустановки для подлодок делают не только в Германии.  В  Центральном  конструкторском  бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин»  научились получать  водород получают  путем переработки дизельного топлива (принцип риформинга). Преимущества: совершенно бесшумный процесс получения электроэнергии, исключение хранения водорода на борту лодки. Литий-ионные батареи увеличивают время нахождения лодки под водой не менее в 1,4 раза. Энергетическая мощность установки «Рубина» – 400 кВт, лучших зарубежных аналогов – не более 180 кВт.

ВНЭУ «Рубина» может быть установлена на  неатомных лодках класса «Амур» («Амур 1650» и «Амур 950»). Установка размещается в специальном отсеке модуле. Он может быть встроен в лодку при закладке или во время капремонта. Воздухонезависимая энергетическая установка «Рубина» позволяет значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания.

 

Анатолий Соколов