19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного-морского флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки.

С той поры в Российской империи появился новый праздник «День моряка-подводника». Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них - «Дельфин» - была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

«Дельфин», Миноносец № 150

Российская подводная лодка, спроектированная И. Г. Бубновым. В 1903—1904 годах «Дельфин» достраивался на Балтике, служил для подготовки первых подводников. Послужил основой для последующих типов русских подводных лодок. В конце 1904 года был перевезён по железной дороге во Владивосток.

За время Русско-Японской войны 17 дней провёл в море, совершил боевой поход продолжительностью 8 суток. В июне 1916 года перевезён в Мурманск, в августе 1917 года исключён из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл.

После 1917 г. праздник не отмечали почти восемь десятилетий и возродили приказом Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова (№ 253 от 15.07.1996 г.) под названием «День моряка-подводника», который отмечается ежегодно 19 марта.

Русско-японская война стала первой в истории, в которой участвовали еще не признанный, но уже эффективный новый класс военных кораблей - подводные лодки. Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 г. в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. К завершению военных действий подлодки стали самостоятельным родом сил ВМФ, который мог решать тактические и оперативные задачи.

За период 1930-1939 гг. в СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно были сведены в бригады, дивизионы и группы под управлением командующих флотов.

В 50 годы субмарины получили ядерные энергетические установки и практически неограниченную автономность плавания. К 1961 г. российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. Всего Советский Союз построил 243 атомные субмарины различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок.

Сегодня в ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе имеются подводные лодки проекта 949а с 24 крылатыми ракетами типа «Гранит». Они способны с высокой эффективностью поражать надводные цели, в т.ч. авианосные соединения.

 

Анатолий Соколов