«Разоружение» «Мистралей» ставит точку в скандальном и весьма неоднозначном периоде российско-французского сотрудничества. Контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для Военно-морского флота России на сумму 1,12 млрд евро был подписан в июне 2011 года. Первый корабль, должен был быть передан России еще в ноябре 2014 года, срок сдачи второго - истекает 1 ноября 2015 года.

В последний момент Париж, под давлением Вашингтона, на неопределенный срок приостановил передачу вертолетоносцев, мотивировав свое решение ситуацией на Украине. После продолжительного ожидания, в августе стороны объявили об окончательном расторжении сделки. Согласно достигнутой договоренности, России будет возвращена сумма в размере 949 млн евро, а также установленное на кораблях российское оборудование, после чего Франция сможет распоряжаться построенными кораблями по своему усмотрению.

«Я настроен достаточно оптимистично на то, что мы найдем покупателя в течение ближайших недель», - заявил Жан-Ив Ле Дриана газете Le Monde.

По словам Ле Дриана, круг зарубежных клиентов, заинтересованных в приобретении «Мистралей» уже определился. При этом он отказался комментировать, с кем именно ведутся переговоры, мотивировав это соображениями «осторожности и уважения к партнерам».

По своим характеристикам, как уточнил конструктор, «Катран» может базироваться на любом корабле ВМФ.

Ранее сообщалось о том, что в числе потенциальных претендентов на французские корабли порядка десяти стран. Как утверждали в конце августа осведомленные дипломатические источники, во главе списка фигурирует Египет, который ранее уже купил у Франции крупную партию многоцелевых истребителей «Рафаль» (Rafale). Помимо этого в числе наиболее вероятных покупателей называются Индия, Канада, Малайзия, Норвегия и Бразилия.

Как бы там ни было, но для российской стороны теперь куда важнее получить ранее установленное на кораблях оборудование. По данным портала FlotProm, известно лишь, что в совокупности демонтируемые с кораблей системы управления и связи оцениваются в 50 млн евро.  Речь идет о средствах корабельной аппаратуры радиолокационного опознавания 67Р, поставленных «Казанским электротехническим заводом». Согласно информации из закупочных документов, так называемое Изделие 67 предназначено для определения принадлежности к своим вооруженным силам кораблей, самолетов, вертолетов, береговых постов и других наземных объектов, оборудованных аппаратурой «Кремний 2» (общевойсковая система опознавания «свой-чужой»).

В официальных документах можно найти информацию о боевой информационно-управляющей системе, которая планировалась к установке на «Мистрали». В качестве нее была выбрана БИУС «Сигма-Э». На нее возлагаются задачи по боевому управлению кораблем и тактическим соединением на основе объединения радиоэлектронных систем в единый комплекс и автоматизации процессов выработки и принятия решений по боевому использованию вооружения. По отдельному контракту закупался для системы боевого управления и самообороны оптико-электронный и телевизионный комплекс МТК-201МЭ. Согласно закупочной документации, он должен был обеспечить экипажу вертолетоносца освещение ближней надводной и воздушной обстановки в любое время суток на дальности до 20км в интересах всех видов обороны корабля и навигационной безопасности плавания.

Известен и список средств связи, которые планировалось использовать на российских «Мистралях». Это станция спутниковой связи Р-793-М «Прицеп-М», которая предназначена для обеспечения кораблей 1 и 2 рангов дуплексной телефонной, телеграфной, факсимильной связью и передачей данных, донесений в направлениях «берег-корабль» и  «корабль-корабль». Другая станция спутниковой связи, Р-794-1 «Центавр-НМ1», нужна для обеспечивания связи со станциями типа «Центавр-НМ» по одному из направлений «корабль - стационарный узел связи», «корабль – корабль» и «корабль - мобильный узел связи» со скоростями передачи информации от 4,8 до 512 кбит/с. Также для двух вертолетоносцев закупались 16-канальное радиоприемное устройство Р-693 и радиоприемное устройство Р-774СД1.1 сверхдлинного диапазона.

Всего до 2020 года по Госпрограмме вооружения армия должна получить более 120 вертолетов Ка-52 «Катран».

Еще раньше решилась и судьба специально созданных для больших десантных вертолетоносцев «Мистраль» ударных вертолетов Ка-52 «Катран». Как сообщил агентству «Росинформбюро» генконструктором ОАО «Камов» Сергей Михеев: «8 апреля 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К, из которых первые 12 должны быть изготовлены в 2015 году. Все они, ввиду изменившейся ситуации с вертолетоносцами, поступят в морскую авиацию ВМФ».

По своим характеристикам, как уточнил конструктор, «Катран» может базироваться на любом корабле ВМФ. И востребованность в нем не вызывает сомнения так как это первая винтокрылая машина способная применять противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого на флоте их могли использовать только палубные истребители Су-33 или МиГ-29К/КУБ.

Всего до 2020 года по Госпрограмме вооружения армия должна получить более 120 вертолетов Ка-52 «Катран». Судя по тому, что военные не пересматривали этих планов, а на выставке - форуме «Армия-2015» в разделе экспозиции Военно-морского флота был продемонстрирован собственный проект универсального большого десантного вертолетоносца «Прибой». По своим характеристикам «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тыс. тонн. Длину 165 и ширину 25 метров. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев.

Все это означает, что нет «худа без добра». ВМФ не получил французские «Мистрали», но получил более чем серьезные технический задел на строительство собственных вертолетоносцев. Так, что и демонтированное с «Мистралей» оборудование, и предназначавшиеся для них вертолеты найдут свое место в отечественном флоте.

 Дмитрий Литовкин