В марте текущего года подавляющее большинство личного состава авиационного полигона для летчиков корабельной авиации НИТКА присягнуло на верность Крыму. Таким образом этот важный военный объект вновь российским и будет использоваться по прямому назначению. Теперь ему не грозит участь некогда суперсекретной базы в Балаклаве, которая за «украинский» период была разграблена и приведена в непригодность.

Фото © Журнал «Авиапанорама»По поводу названия НИТКА существует две версии. По одной – это собственное имя объекта, по второй – аббревиатура от слов наземный испытательный тренажер корабельной авиации. Полное название полигона - испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации Военно-Морского Флота (ИУТК КА ВМФ).

Баталии вокруг НИТКИ стали примером общей деградации военно-технического сотрудничества РФ и Украины в целом, и украинского военно-промышленного комплекса в частности. Так, в 1991 г. 3594 украинских оборонных предприятий выпускали до 350 самолетов в год, то в 2010 г. осталось всего 143 предприятия. Попытки Украины реализовать совместные проекты с Западом (проект «Корвет», военно-транспортный Ан-70, в гидроакустике и др.) наткнулись на жесткую конкуренцию западных фирм и противодействие на государственном уровне.

Все это сказалось и на отношении с Россией. Стало свертываться сотрудничество в ракетостроении и авиапроме. Но самой яркой жертвой «оранжевой демократии» Киева стала история с полигоном НИТКА в г. Саки (Крым). Украинская сторона постоянно приводила надуманные предлоги для создания препятсвий в использовании НИТКИ. Несмотря на полную оплату Россией аренды полигона, руководство МО Украины стало на путь шантажа и предлагать его летчикам других стран.

В итоге Россия отказалась от использования НИТКИ и переориентировалась на возможности полигона в г. Ейск. Еще в 2007 г. стала рассматриваться возможность создания здесь перспективного отечественного комплекса палубной авиации. Его строительство началось в 2010 г. и оценивалось примерно в более чем 25 млрд. рублей.

 Евгений Шолков

кандидат технических наук и с 1999 г. руководитель экспедиции авторского надзора по взлётно-посадочным системам на комплексе НИТКА, предлагает план поэтапного восстановления эффективности полигона.

Фото © Журнал «Авиапанорама»Известные события в Крыму резко изменили и судьбу НИТКИ. Но прошедшие годы под украинской «юрисдикцией» нанесли достаточно серьезный вред единственному в своем роде и необходимому для морской авиации объекту. Евгений Шолков, кандидат технических наук и с 1999 г. руководитель экспедиции авторского надзора по взлётно-посадочным системам на комплексе НИТКА, предлагает план поэтапного восстановления эффективности полигона.

На первом этапе (август-сентябрь 2014 г.) необходимо принять меры по охране инфраструктуры комплекса с целью недопущения ухудшения технического состояния всего взлетно-посадочного комплекса. Одновременно следует провести ревизию всей инфраструктуры аэродрома и обеспечивающей полеты техники.

В ходе второго этапа предлагается восстановить функциональные возможности комплекса с учетом обозримых планов морской авиации и авиационных КБ по созданию перспективных летательных аппаратов палубного базирования. В частности, он предполагает проведение комплекса работ, по восстановлению возможностей паровой катапульты, страховочной тормозной системы, аэрофинишеров и расширение возможностей информационного центра обработки полетной информации.

Фото © Журнал «Авиапанорама»На третьем этап возрождения комплекса НИТКА может быть решен ряд амбициозных задач в ходе выполнения федеральной целевой программы «Авианосное соединение». Это испытание перспективной электромагнитной катапульты (ЭМК) и аэрофинишеров, решение постоянной проблемы всепогодности, а также отработка новых средств визуальной посадки. Кроме того, могут быть отработаны принципы и системы автоматической посадки пилотируемых и беспилотных ЛА палубного базирования.

В целом же, вопрос с этим полигоном не так прост, как кажется. Механизм по созданию аналога в Ейске запущен и требуется принятие неординарных и быстрых решений. Как считает Шолков, это потребует скорейшей ревизии проблем палубной авиации и путей выполнения ФЦП «Авианосное соединение». В итоге может быть достигнута экономия средств при повышении конечной эффективности подготовки летчиков корабельной авиации.

 

Анатолий Соколов, по материалам журнала «Авиапанорама» №2-2014