По планам Минобороны и ОСК (Объединенной судостроительной корпорации), первый "Мистраль-Владивосток", построенный во Франции, должны отбуксировать в Петербург, чтобы установить на нём вооружение, системы управления, навигации, связи и другое оборудование.

По данным, полученным из штаба Тихоокеанского флота, командиром экипажа первого корабля "Мистраль-Владивосток" назначен капитан 1 ранга Андрей Салошин. Проходил службу на Северном флоте. Командовал БЧ-2 (ракетно-артиллерийской боевой частью) ракетного крейсера "Маршал Устинов". Затем был переведён на эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков", где служил старшим помощником командира. Награжден медалями "Адмирал Кузнецов" и "За воинскую доблесть" 2 степени. В состав ТОФ переведён с последнего места службы – Беломорской военно-морской базы.

 Спущен на воду первый российский «Мистраль»

Формирование экипажей перспективных российских вертолетоносцев уже началось.

На флоте идёт активное формирование экипажа. Офицеров и матросов на первый российский БТКВ французского происхождения набирают по обычной для ВМФ процедуре: не только с Тихоокеанского, но и с других флотов. Рассказывает Константин Сивков – вице-президент Академии геополитических проблем (ВМФ):

– При подборке экипажа корабля учитывают военные и технические специализации личного состава флота. Сверхсрочников и специалистов младшего командного звена набирают по их опыту эксплуатации технических средств, которые есть на этом корабле. Старший и средний командный состав корабля комплектуют из офицеров, которые уже служили на похожих кораблях, – авианесущих, десантных.

По корабельному расчету, экипаж "Мистраля" включает 160 моряков и может дополнительно взять на борт 450 десантников.

Фото: РИА-Новости / Игорь РуссакПо боевой комплектации на БКТВ должно находиться 8 корабельных вертолетов К-52-К и 8 транспортно-боевых вертолётов К-29, производства завода КумАПП (Кумертауское авиационное производственное предприятие" в Башкортостане).
Вертолётная группа для первого "Мистраля – Владивосток" ещё не сформирована. В 344-м центре боевого применения и переучивания (летного состава Армейской авиации) в Торжке  сообщили, что у них нет ни одного К-52-К и никакой команды по обучению или переучиванию на эту модель вертолета они пока не получали.

Рассказывает начальник отдела общественных связей ОАО ААК "Прогресс" в Арсеньеве Алексей Суконкин:

– Корабельная модификация К-52-К будет собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. До сих пор еще ни один такой вертолет не покидал заводского ангара. Вертолет, о котором еще два года назад все писали, как о К-52-К и о том, что он уже проходил лётные испытания, садился на большой противолодочный корабль "Адмирал Кулаков", можно назвать только прототипом К-52-К. Это была машина для опытных полетов, но назвать её образцом корабельного вертолета К-52-К еще нельзя.

Корабельный вертолет отличается от сухопутного наличием складных лопастей, консолей крыла, колонки винта, у него максимально уменьшены габариты, для того чтобы можно было как можно больше таких вертолетов разместить в корабельным ангаре. Поэтому до сих пор нельзя сказать, что К-52-К уже существует. Первый такой вертолет еще не покидал сборочный цех.

Кроме тех отличий, что уже названы, на нём изменили схему заправки топливом. Её сделали ускоренной. Для этого горловину топливных баков перенесли в более удобное место.

Одно из самых проблемных мест нового корабельного вертолёта – система кондиционирования воздуха, так как в море повышенная влажность. Разрабатывается новая система кондиционирования, более надежная и производительная. В дальнейшем её планируют устанавливать и на вертолеты наземного базирования.

Сергей Михеев – генеральный конструктор ОАО "Камов" планировал установить на К-52-К спасательные надувные баллонеты, которые смогут удержать машину на воде. Но для них в кабине практически нет места. Кабина вертолета герметична. Она способна продержаться на плаву сама, без дополнительных плавсредств. Экипаж, состоящий из 2 человек, может мгновенно покинуть аварийную машину. К-52-К – единственный вертолет в мире с системой катапультирования. В спаскомплект пилотских кресел, кроме парашюта входят: МЛАС (малая лодка авиационная спасательная) и НАЗ (носимый аварийный запас).

На заводе сейчас устанавливают новую покрасочную камеру. К-52-К будет окрашен стандартно, в темно-синий цвет.

В составе ТОФ есть корабельный вертолетный полк, со своей технической базой. Скорее всего, наши К-52-К войдут в их состав, – добавил Алексей Суконкин.

Часть экипажа "Мистраля-Владивосток", во главе с командиром Андреем Салошиным, откомандирована в Санкт-Петербург для изучения матчасти своего корабля, пока по документам.

По принятой во флоте процедуре, командир корабля с частью команды появляется на верфях в момент швартовных испытаний. Они должны испытать каждое изделие, каждую единицу оборудования – может это работать или нет? Только после этого начинаются ходовые испытания.

На каком из петербургских заводов – "Балтийском" или "Адмиралтейских верфях" – это будет происходить, ещё неизвестно. В ОСК "Завтра " сообщили, что не знают, где будут достраивать "Мистраль-Владивосток", и решение об этом еще не принято. Но больше всего вопросов сегодня к роли и месту "Мистраля" в составе нашего флота. Вот что сказал по этому поводу бывший командир противолодочного корабля, военный аналитик, капитан 1 ранга Валерий Игнатьев:

Спуск на воду кормовой части первого российского десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) типа "Мистраль" – "Владивосток" на ООО "Балтийский завод – Судостроение". Фото: РИА-Новости / Игорь Руссак– Большинство экспертов соглашаются с тем, что перспективы использования "Мистраля" крайне туманные. Для него сегодня просто нет боевых задач. "Мистраль" – корабль для операций вдали от своей территории, для экспансии в колониях. Но мы никуда не собираемся осуществлять высадку десанта. Кроме того, для него сегодня просто нет кораблей обеспечения. Нужны эсминцы, фрегаты, корветы, подлодки, самолёты дальнего авиационного обнаружения. У нас всего этого сейчас нет просто-напросто! Это все ещё нужно создавать. При отсутсвии такой поддержки он обречен на то, чтобы стоять и ржаветь у причала, как музейный экспонат. Куда ему идти? На север ему нельзя – у него слабая ледовая защита. Даже к Новосибирским островам он не сможет подойти. Для этого ему необходим мощный ледокол. Только в южные моря, но какие там решать задачи? Покупка "Мистралей" – это было чисто политическое решение…

Одним из преимуществ, которые указывались в период подписания контрактов на постройку "Мистралей", было получение Россией новых военных технологий. Но по информации специалиста из КБ "Балтийского завода" – "Мистраль", в принципе гражданское судно с горизонтальным способом погрузки, построенное по гражданским правилам, под надзором бюро "Веритас" – такого же квалификационного общества, как Российский морской регистр. Существует множество точно таких же гражданских судов. Это обычные паромы для перевозки автомобилей. Получать новые технологии при строительстве таких судов для страны, которая в свое время строила атомные авианосцы, как-то смешно… У нас есть и свои проектные мощности, например, "Невское проектно-конструкторское бюро ", которое изначально, еще с послевоенных времен, занималось проектированием аналогичных судов: авианесущих, вертолетонесущих, десантных.

С заказом Минобороны французских БТКВ напрашивается одна историческая аналогия ещё из прошлого века, с самым большим в мире линкором "Ямато" японского императорского флота времен Второй мировой войны. Он был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре, спущен на воду 8 августа 1939 года, и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. В качестве флагмана Объединённого флота, "Ямато" формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев. 28 мая 1942 года "Ямато" перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота.

Японское командование настолько берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом, что фактически всю войну "Ямато" простоял у берега. К концу войны на императорском флоте даже возникла едкая шутка: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи – египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато"».

7 апреля 1945 г. линкор вместе с несколькими кораблями прикрытия направился к Окинаве, где был обнаружен американским самолетом-разведчиком и вскоре атакован 390 бомбардировщиками США к юго-западу от Кюсю. В результате продолжительного боя потоплен у мыса Бономисаки. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Это событие подвело черту под процессом уничтожения японского императорского флота.

 Рогозин раскритиковал покупку Россией «Мистралей»

Зампред правительства счел странным, что для «наших широт» закупаются корабли, которые «не работают при температурах меньше семи градусов».

Этот пример из прошлого хорошо показывает, какими материальными и человеческими потерями может обернуться непродуманное решение о создании корабля, который флоту просто не нужен.

Как предполагает Константин Сивков – вице-президент Академии геополитических проблем (ВМФ) – в ходе эксплуатации "Мистраль" может поменять свою военную специализацию:

– Так как боевых задач для него нет, его, весьма вероятно, будут использовать в качестве корабля управления. Я не исключаю, что он будет использоваться в качестве универсального десантного корабля, чтобы пойти куда-нибудь и показать так называемый потенциал российского флота. Так сейчас используют крейсер "Москва". Также "Мистраль" могут использовать в качестве легкого авианосца. Для этого только надо наладить производство самолетов Як-41, которые предполагались для оснащения наших авианесущих крейсеров. Вполне возможно, что его смогут использовать в качестве противолодочного авианосца, – если на нем базировать группу вертолетов К-27, которые будут заниматься поиском и уничтожением подводных лодок. Так, может быть, появится хоть какой-то смысл его ("Мистраля") существования в российском ВМФ.

Мэр Владивостока Игорь Пушкарев высказал пожелание, чтобы и первый "Мистраль-Владивосток", и в дальнейшем, второй "Мистраль-Петербург"" стояли у причала №33, напротив штаба ТОФ. Их будет прекрасно видно с нового автомобильного моста. Судя по тому, что у причала уже проведены работы по углублению дна, и "Спецстрой" ведёт реконструкцию 33-го причала – командование ТОФ пошло навстречу пожеланию мэра.
Найдут ли своё боевое применение в составе ТОФ оба "Мистраля" или станут весьма дорогостоящим украшением набережной, еще не ясно. Пока же первый БТКВ тянут на буксире из Франции в Петербург, где свой корабль давно ждёт на верфях часть экипажа во главе с командиром…


http://zavtra.ru