Референдум 22 мая по изменениям и дополнениям в конституцию республики проходил спокойно. В понедельник, 23 мая, руководитель Центризбиркома Бахтиер Худоерзода сообщил, что большинство граждан (94,5%) согласились с предлагаемыми изменениями основного закона страны. Большая часть поправок в конституцию страны уточняет ее термины, но эти изменения в будущем могут стать действительно судьбоносными для всей страны из Средней Азии.

 

Уточнения в конституцию

 

Запрет не может распространяться на "Основателя мира и национального единства — Лидера нации", именно так официально титулован президент Эмомали Рахмон.

Первая поправка ограничила возраст кандидата на пост президента республики всего лишь 30 годами. Также был введен и образовательный ценз - необходимость иметь высшее образование. Вторая поправка отменила ограничение на пребывание главы государства у власти более двух сроков подряд.

Теперь этот запрет не может распространяться на "Основателя мира и национального единства — Лидера нации", именно так официально титулован президент Эмомали Рахмон. Все изменения были предварены уточнением, что "форма правления Республикой Таджикистан является президентской", чтобы ни у кого не возникло никаких вопросов в плане целесообразности изменений. В числе прочего, в конституцию внесли запрет на создание партий религиозного и националистического характера.

Что касается снижения возрастного ценза для кандидатов в президенты, то новые поправки дадут возможность баллотироваться на высший пост страны, старшему сыну президента Рустаму Эмомали на выборах в 2020 году, тогда сыну президента исполнится 33 года.

 

Пугающая смена

 

Нынешний президент находится у власти с далекого 1994 года.С тех пор "лидер нации" не раз изменял конституцию страны по своему усмотрению.

По сути, итоги референдума в Таджикистане установили в стране монархическую форму правления. Нынешний президент находится у власти с далекого 1994 года.С тех пор "лидер нации" не раз изменял конституцию страны по своему усмотрению. Стоит отметить, что статусом "лидер нации" в России в 2008 году предлагали официально наделить Владимира Путина, когда он по действующему закону не мог третий раз подряд претендовать на пост президента. Но Путину, по всей видимости, такой титул пришелся не по нраву, так что от идеи отказались.

Смена главы государства практически для всех бывших советских республик - либо потрясение основ с кровью и утратой управляемости, либо она пока не происходила вовсе с момента распада СССР. Как в том же Таджикистане, где до прихода к власти Рахмона в результате гражданской войны было фактическое безвластие, или Казахстане с Узбекистаном, где до сих пор продолжают править последние советские руководители Назарбаев и Каримов.

Исключением стали только бывшие балтийские республики союза, которые удачно расположились в Европе, там руководство стран регулярно меняется по итогам всеобщих выборов, президенты меняют друг друга практически незаметно для населения.

 

Неудивительный результат

 

Эксперты ни капли не удивились результатами прошедшего в Таджикистане референдума, поскольку такие события вполне характерны для стран этого региона.

Эксперты ни капли не удивились результатами прошедшего в Таджикистане референдума, поскольку такие события вполне характерны для стран этого региона и все среднеазиатские государства, кроме Киргизии, уже прошли этот путь. А то, что в Киргизии династического правления не сложилось, – результат вмешательства третьих сил и слабости тогдашнего правительства в Бишкеке.

И если, например, в Казахстане Нурсултану Назарбаеву с его потенциальными наследниками приходится нелегко, и кое-кто из них стабильно портит ему кровь, то в Таджикистане с престолонаследием сложилось куда удачнее. У Эмомали Рахмона девять детей (два сына и семь дочерей), из них, помимо Рустама, в политике и государственной жизни активно участвует дочь Озода, которая сейчас трудится главой исполнительного аппарата своего отца, а ранее была первым заместителем министра иностранных дел.

 

Проблемы или угроза стабильности

 

Проблемы со сменой власти — прямое следствие отсутствия политических свобод и нормальной политической конкуренции, а также зачастую использования власти для личного обогащения.

Система государственной власти, которая создана в среднеазиатских государствах (с рядом национальных нюансов), достаточно устойчива, и угрожать ей могут только внешние факторы. Также не стоит отметать форс-мажоры, включая взаимную неприязнь некоторых народов, неурегулированные пограничные конфликты и вопрос пользования дефицитной для региона водой. Но в целом вертикаль их власти прочна, а создание династической системы такое положение только закрепит.

С другой стороны, такие проблемы со сменой власти — прямое следствие отсутствия политических свобод и нормальной политической конкуренции, а также зачастую использования власти для личного обогащения. Причем угроза силовой смены режима в такой ситуации не уменьшается, а лишь возрастает. Это показывают и недавние волнения в Казахстане после принятия закона о передаче земли в аренду иностранцам. Причем в Казахстане вроде бы не все так плохо с экономикой, как, например, на Украине, а Назарбаев имеет рейтинг почти 90%.

Очевидно, что в Таджикистане инстинктивно боятся конфронтации. Гражданская война 90-х годов не забудется еще долго, в людях сидит страх ее повторения. А демократизация государственной системы сейчас воспринимается населением воспринимается как угроза стабильности. Власть, в свою очередь, подчеркивает, что стабильность – залог внутренней безопасности. А оппозиция дает слишком много поводов для того, чтобы продемонстрировать свою зависимость от внешних сил.