Появление платных парковок произошло гораздо раньше 2012 года, хотя именно этот год считается началом их экспансии. Еще при Лужкове столичная мэрия неоднократно предпринимала попытки разгрузить центральные улицы Москвы. Оплата за стоянку автомобилей вводилась на Тверской, на Новом Арбате и некоторых других улицах, где машинам всегда было тесновато. Однако тогда эксперимент потерпел сокрушительную неудачу: недовольные автомобилисты быстро выводили дорогостоящие импортные паркоматы из строя, запихивая в них бумагу и железки. Попытка приставить к ним охрану привела только к тому, что охранники наловчились брать плату с автовладельцев в обход паркоматов, что опять же привело к убыткам.

Сегодня, в век технологических решений и электронных систем, подобные грубые методы не работают. 1 ноября 2012 года первые платные парковки появились в рамках эксперимента на 21 улице в центральной части столицы…

 

Аппетит приходит во время еды

 

Было время, когда к идее относились с пониманием и те, кого она касалась напрямую. Все-таки нет никого, кто не согласился бы с утверждением, что центр Москвы действительно перегружен. Однако, когда понятие «центр города» расширилось до Садового кольца, а затем и до границ Третьего транспортного кольца, а впоследствии вышло и за его пределы, сторонников платных парковок среди простых горожан практически не осталось.

И вот уже в следующем месяце столицу ждет очередное расширение зоны платных парковок. По словам первого заместителя руководителя департамента транспорта Москвы Сергея Андрейкина, в настоящее время идет формирование перечня улиц, участки которых станут платными в декабре. Для этого дептранс проводит консультации с руководством округов и районов, муниципальными депутатами и жителями. Платными станут участки улиц вблизи так называемых точек притяжения, в частности торговых и бизнес-центров.

 

Лучшее враг хорошего

 

Ничего удивительного в том, что обсуждения и попытки изменить существующее положение дел, идут столь активно, конечно, нет. Власти понимаю, что даже навязывая горожанам свое решение, они вынуждены идти на какие-то уступки. Вот и сегодня в Общественной палате состоялся круглый стол на тему "Проблемы расширения парковочного пространства в Москве", где были озвучены любопытные варианты.

ОП рекомендует Госдуме и правительству Москвы внести поправки в законопроект о платной парковке, после чего автомобилистам Москвы разрешили бы бесплатно парковаться ночью, перестали бы взимать комиссии для всех видов платной парковки и ввели возможность наличной оплаты.

"Администрация парковочного пространства приняла решение о введении точечной парковки. Мы видим, что за последние месяцы прошло много протестных митингов. Дальнейшее расширение парковочного пространства приведет к эскалации конфликта с местными жителями", - отметил первый зампред комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов.

По его словам, комиссия подготовила рекомендации общественным институтам и органам исполнительной власти, где говорится о необходимости исключить взимание платы за парковку в период с 22:00 до 08:00 мск в центральных районах города (сейчас бесплатно парковаться могут только жители районов), запретить какую-либо комиссию за пользование стоянкой и облегчить выдачу резидентных разрешений. Кроме того, комиссия предлагает запретить эвакуацию автомобилей в этот же промежуток времени, если они не создают препятствия для других участников движения.

Важным пунктом в рекомендации общественников является введение наличной оплаты парковки, а также оснащение парковочного пространства камерами видеонаблюдения. Региональным властям предлагают проводить публичные слушания по вопросам расширения зоны парковки, в также размещать "подробные и прозрачные" ежеквартальные отчеты о поступлениях в бюджет от платной парковки.

Кроме того, ОП рекомендует запретить установку на одном участке дороги знаков "Остановка запрещена" и "Платная стоянка", а также запретить наносить разметку платной стоянки, если остаточная ширина на полосах составляет менее трех метров.

Застройщикам новых многоэтажных жилых домов рекомендуют возводить механизированные паркинги, соразмерные потребностям всего района.

Минтрансу РФ по итогам принятия этих законов предлагается выработать универсальные формулы для расчета парковочных тарифов и содержания парковочного пространства. Кроме того, рекомендуется "разработать и принять федеральную программу развития крытых механизированных парковочных зон для резидентов".

Мосгордуме, общественным движениям и активистам, экспертам, советам муниципальных депутатов предлагается объявить мораторий на ввод платной парковки за пределами ТТК на период до принятия федеральных законопроектов. Рекомендуется также сформировать рабочую группу, в которую войдут представители общественности, экспертного сообщества, муниципалитетов и органов исполнительной власти.

Будут ли эти меры приняты во внимание и будут ли они в дальнейшем эффективны, сказать сложно, и еще более сложно предсказать, какой будет реакция горожан и непосредственно автомобилистов. Однако, хороший момент в этой истории все же есть – власти стараются найти компромисс, и, хочется верить, что он действительно придется по душе всем.  

  Ника Бажанова