-Москва быстро меняется. Какой Вы видите Москву сейчас и через 30 лет?

- 30 лет - это большой срок, учитывая те темпы развития, которыми движется Москва. Это вполне долгосрочное планирование. Если сравнить с 1988, то город изменился очень сильно. Много чего было построено и снесено, произошла реновация промышленных зон, изменение транспортной инфраструктуры. В то время не было МКАД, ТТК, ЧПК. То есть это срок достаточно серьёзный и сложно представить до конца, что будет с Москвой через 30 лет. Но в любом случае, она разрастётся, станет более плотной, транспортная инфраструктура никогда не решит вопрос пробок, с этим нужно смириться, главное, чтобы они не стали хуже. Развитие общественного транспорта и решение инновационных задач именно в этой отрасли - ключевые факторы, над которыми нужно работать. Общественные пространства создать не так сложно, а вот обновить транспортную инфраструктуру города – это вызов для городских властей на ближайшие 30 лет.

- Капсулы, которые будут перевозить нас буквально за секунды. Через какое время нам это ждать и как это поможет в будущем?

- Мы часто смотрим и сравниваем с достаточно популярной серией фильмов «Назад в будущее». И те года, которые там показаны, мы уже прошли, но не увидели использование «бесколёсных скейтов» и других аппаратов. Конечно, когда человек прогнозирует, он создаёт лучше, чем то, что может случиться в реальной жизни. Что мы думали о телефонной связи 20 лет  назад, а сейчас это привычка, без которой люди не могут прожить. Это взгляд в будущее, чем более чётко мы будем себе его представлять и ставить задачи, тем быстрее мы сможем это реализовать. Всё в наших руках, технологии сейчас хорошо работают, те же самые планшеты, айфоны и другие устройства, которыми уже никого не удивишь. Но при этом мы видим, что они иссякли. Нужен новый технологичный рывок. Поскольку это наш инструмент, без которого мы не можем жить. Вспомните мультфильмы, где люди перемещаются в капсулах и смотрят в планшеты – они же не видят, что вокруг происходит. Это на самом деле не очень хорошо и в любом случае, произойдёт отторжение от этого увлечения, и мы перейдём в какую-то виртуальную реальность или что-то другое. Думаю, что в этой области необходим технологический прорыв, чтобы в том числе настроить умный транспорт, автомобили. И всё это пока не решает транспортную проблему. Думаю, что решение для умного города всегда найдётся и нужно ставить чёткие задачи.

- Как Вы считаете, только ли власть должна решать эти проблемы или нужен какой-то симбиоз?

- Симбиоз конечно, власти должны слушать и людей, и девелоперов, и урбанистов, которые часто знают лучше, больше и власть, в какой-то степени, прислушивается, организовывает экспертные сообщества, креативные группы. Но, я думаю, что нам пока этого недостаточно и нужно более интенсивно привлекать именно экспертов, которые будут связующим звеном между потребностями людей и возможностями города, поскольку финансирование идёт от лица государства, это их задача, создание рабочих мест. Нужно это стимулировать, давать льготы и различные процессы. Так, у нас, например, градообразующая идея переместить туда органы власти, она забылась и сейчас просто застраивается жильём. Поэтому сейчас нужно найти новую идею, чтобы она заработала.