Господин Назарбаев подчеркнул, что к этому вопросу «готовились тщательно и серьезно с момента обретения независимости». Главная задача здесь – «модернизация общественного сознания» и «достойное противостояние испытаниям времени».

Федор Бирюков

Федор Бирюков,

Автор материала, член Бюро Президиума партии «Родина», директор Института свободы.

 

«До конца 2017 года после консультаций с учеными и представителями общественности должен быть разработан единый стандарт нового казахского алфавита и графики на латинице», - цитирует казахстанского лидера российское агентство «Интерфакс».

Очевидно, что глава Казахстана задумал настоящую культурную революцию, с помощью которой он планирует застолбить себе место в казахской народной вечности. Также очевидно, что Нурсултан Назарбаев решил двигать страну по методу Мустафы Кемаля Ататюрка  - то есть путем вестернизации. Отныне Казахстан держит путь на Запад, желает стать островком западной цивилизации посреди неспокойной, совсем уже недремотной Азии. В региональном плане латинизация будет означать политическое и культурное сближение Казахстана именно с Турцией, а также демонстративное дистанцирование от России.

В региональном плане латинизация будет означать политическое и культурное сближение Казахстана именно с Турцией, а также демонстративное дистанцирование от России

Насколько эти планы реальны для Казахстана, тема для отдельного исследования. Могу лишь заметить, что в современных условиях Западу явно не до того, чтобы заниматься колониальным облагораживанием еще одной азиатской территории. Кроме того, Европа и США по объективным причинам видят в нынешней Азии больше угроз, нежели возможностей. А вот создать своего рода национальную резервацию с контрольным пакетом акций в западных руках, это, пожалуй, вполне реально. Но разве о таком будущем мечтает господин Назарбаев?

И что теперь будет с Евразийским экономическим союзом? Ведь последние лет десять это был приоритетный геополитический проект для России и Казахстана. Не только развитие экономических связей, но и культурная интеграция объявлялась высшей ценностью ЕврАзЭС. Впрочем, для России Евразийский союз уже превратился из перспективной инициативы в дорогостоящее статусное хобби. Главным образом мы получаем от наших евразийских партнеров дешевую рабочую силу, что отнюдь не способствует повышению благосостояния российского народа. Но зато питает экономики наших партнеров. А вместе со свободными потоками гастрабайтеров к нам попадают наркотики, мелкие бандиты и шахиды.

Изначально Евразийский союз понимался в России как часть фундамента для построения Большой Европы «от Лиссабона до Владивостока». Именно этот фактор был наиболее ценным и привлекательным для русских «великодержавников». Однако миграционный кризис и террористическая опасность, связанные с войной в Сирии, послужили очевидными причинами положить этот план в долгий ящик. Положили все – и европейцы, и сам российский политический класс. Не до этого сейчас.

Настроения в Евразийском союзе тоже не самые радостные. Давно капризничает белорусский «Батька» Лукашенко. Теперь вот и казахстанский «Елбасы» Назарбаев принял латинское выражение лица, отворачиваясь от Москвы. С большой долей вероятности можно предсказать, что ЕврАзЭС ждет судьба СНГ и Союзного государства РФ и РБ, т.е. участь бумажных тигров.

Латинизация подстегнет неизбежный процесс уточнений и переоценки Россией своих национальных интересов и международных приоритетов

Остаемся мы, Россия. И у нас столь явные проблемы с внешнеполитическими союзниками, что знаменитая фраза царя Александра III про Армию и Флот вновь приобрела удивительную актуальность. В своей недавней статье «Новый путь России – стратегия дистанции и сбережение свободы» я уже писал, что необходимо преодолеть советскую внешнеполитическую архаику «интернационального долга» (читай – имперского бремени) и выработать принципиально новые критерии, «по которым одни добавляются в друзья, а другие идут в бан». Полагаю, казахская латинизация подстегнет неизбежный процесс уточнений и переоценки Россией своих национальных интересов и международных приоритетов. Как учил философ Ницше, что не убивает – делает сильнее. Дружить или враждовать надо с выгодой для российских граждан, а не исходя из каких-то абстрактных «имперских» или «общечеловеческих» догматов.

Итак, евразийская интеграционная повестка не может в ближайшей перспективе служить для России актуальной стратегией. На Западе и Востоке нам придется действовать во многом ситуативно и локально. Также устарела и внутренняя установка на некий «особый путь», во имя которого приносится в жертву благополучие граждан. Для сохранения сильных позиций на международной арене российскому государству необходимо обеспечить приемлемый баланс сил во внутренней политике и в системе госуправления. Не пресловутая «цветная революция» является сегодня основной угрозой стабильности в России, а бесцветный вирус бюрократической имитации и саботажа, который гуляет по стране. Этот вирус убивает социальное государство в РФ, уничтожает дух Конституции и справедливости, разрушает систему законных прав граждан. Разумеется, это не остается не замеченным со стороны наших геополитических партнеров и конкурентов.

Внутренний кризис подпитывается внешним, это одна и та же змея, кусающая себя за хвост. Но альтернатива есть. Больше свободы в политическом пространстве! Больше социальности в экономике! Больше персональной ответственности во власти! Эффект не заставит себя ждать. В противном случае все остальные позитивные ожидания окажутся беспочвенными и обманчивыми.

Федор Бирюков