Суть дела

6 сентября сотрудники правоохранительных органов нагрянули с обыском на  три производственные площадки СГЦ «Вишневский». На проведение следственных мероприятий прибыли три группы в камуфляже по 25-30 человек в каждой. «Так бандитов даже не отлавливали в 90-х, как напали на наши подразделения. Не менее ста

На проведение следственных мероприятий прибыли три группы в камуфляже по 25-30 человек в каждой.

силовиков участвовало», — сказал в интервью «Газете.Ru» гендиректор компании Вильдан Муратов.

Как оказалось, Третьим следственным управлением (с дислокацией в городе Нижний Новгород) Главного следственного управления Следственного комитета было возбуждено уголовное дело №11702007708222215 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. Уголовное дело было возбуждено спустя год после получения предприятием государственных субсидий от Министерства сельского хозяйства РФ в рамках поддержки агропромышленного комплекса РФ.

В своих жалобах в различные инстанции руководство предприятия отмечает, что в отношении работников предприятия сотрудниками правоохранительных органов были допущены жестокое обращение и незаконные действия, унижающие их человеческое достоинство. Работникам предприятия было запрещено покидать его территорию и пользоваться сотовыми телефонами, многие работники не могли принять пищу и связаться с семьями. На фермы был прекращен завоз кормов и вывоз продукции, одно из подразделений оказалось обесточенным.  Кроме того, силовиками зачем-то был взломан пожарный проезд на одной их ферм компании, хотя основные ворота были открыты для проезда. Сотрудники оренбугского ОБЭП, производившего обыск, изъяли

Сотрудники оренбугского ОБЭП изъяли сервера, жесткие диски, системные блоки, банковские ключи, ноутбуки, сейфы и даже телефоны и личные сбережения.

сервера, жесткие диски, системные блоки, банковские ключи, ноутбуки, сейфы и даже телефоны и личные сбережения. И это буквально месяц спустя после призыва Президента РФ Владимира Путина на совещании в Амурской области не мешать работе предприятий без лишней необходимости. В частности, Владимир Путин заявил, что он считает исключительно важным исключить применение в интересах следствия мер, приводящих к приостановлению деятельности предприятий, включая изъятие жестких дисков с рабочих компьютеров и серверов, пояснив при этом, что если следствию нужно, то достаточно снять копии.

В результате действий правоохранительных органов работа предприятия была фактически остановлена, а СГЦ «Вишневский» был нанесен значительный репутационный, кадровый и экономический ущерб. Так, кредитор предприятия Сбербанк прислал уведомление, что может потребовать досрочного погашения выделенного кредита в полном объеме, несмотря на безупречную кредитную историю компании ранее. Поставщики потребовали 100% предоплаты закупаемой продукции, хотя ранее взаимоотношения строились на обоюдном доверии. СГЦ не может исполнять требования о предоставлении необходимых документов (вследствие их изъятия) в органы Россельхознадзора, Росприроднадзора, Федеральной налоговой службы, вести нормальный бухгалтерский учет, многие сотрудники, в том числе высококвалифицированные, написали заявления об увольнении. Гендиректор компании Вильдан Муратов боится банкротства предприятия: «Мы стараемся сохранить наш уникальный коллектив, специалистов в этой отрасли найти не просто. Более того, кормов у нас осталось всего на месяц, через месяц мы начнем отключать животных от питания, если ситуация не изменится. Может так случиться, что 100 тысяч элитных свиней придется отправить под нож».

 Импортозаместились

СГЦ «Вишневский» – один из восьми имеющихся в стране селекционно-генетических центров в области свиноводства. Комплекс не только производит мясопродукты для региона, но и обеспечивает племенным поголовьем свиноводческие фермы России и Казахстана.  За 11 лет здесь сложился коллектив высочайших профессионалов в своей области. Работать на предприятии считается престижным и значимым. Сейчас на

СГЦ «Вишневский» – один из восьми имеющихся в стране селекционно-генетических центров в области свиноводства.

предприятии работает около 500 человек, фермы компании являются одними их ключевых работодателей в селах области. И «Вишневский» является крупнейшим оптовым покупателем местных зерновых и бобовых, что обеспечивает устойчивое развитие сразу нескольких фермерских хозяйств.

Построенный в 2006 году на деньги оренбургского предпринимателя, свинокомплекс все это время поступательно и успешно развивался, выйдя к 2017 году на 80000 голов постоянного содержания. В 2014 году предприятие приобрело с торгов заброшенный свинарник в Сакмарском районе Оренбургской области. Было принято решение реконструировать и расширить обанкротившееся предприятие. Работы начались в 2015 году.

Восстановление и строительство новых корпусов велись «Вишневским» на собственные и заемные средства. Работы заняли 10 месяцев и обошлись предприятию в 700 миллионов рублей. На исходе строительства, в июне 2015 года вышло Постановление Правительства РФ о предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования. Постановление было новым, критерии отбора жесткими, но «Вишневский» решил воспользоваться открывшейся возможностью и отправил заявку в конкурсную комиссию.

Простая математика

Государственные субсидии, о которых идет речь, устанавливают предельные значения размера выплат. Для селекционно-гибридных центров по свиноводству это предельное значение составляет 500 тысяч рублей на одну свиноматку. Реконструированное подразделение «Вишневского» рассчитано на  2350 свиноматок, что дало предприятию право на компенсацию понесенных затрат расчетной стоимостью  в 1 миллиард 175 тысяч рублей.

Восстановление и строительство новых корпусов велись «Вишневским» на собственные и заемные средства. Работы заняли 10 месяцев и обошлись предприятию в 700 миллионов рублей.

 У оренбуржцев реальные затраты, попадающие под субсидию, составили 535 миллионов. Документация была представлена в комиссию, как основание для получения 20-процентной субсидии.

Конкурсный отбор «Вишневский» прошел и в 2016 году, после серии тщательных проверок и экспертиз Госстройнадзора, Ростехнадзора, Счетной палаты, Минсельхоза и налоговой инспекции, получил 90 миллионов рублей компенсации. Каждая проверка была сопряжена с кропотливым изучением проектной и хозяйственной документации. Каких-либо нарушений не выявлено.

К слову сказать, в аналогичное по производственной мощности предприятие, построенное в городе Орск Оренбургской области, было  вложено более 2.2 млрд. рублей . Вот только предприятие это сейчас находится в стадии банкротства, а потративший в три раза меньше»Вишневский» давал хорошие показатели и планировал развиваться дальше.

СТАТЬЯ НАЙДЕТСЯ

Уголовное дело было возбуждено уголовное дело по части 4 статья 159 УК РФ по факту хищения «Вишневским» части той самой субсидии (50 миллионов рублей), которая прошла многочисленные экспертизы и проверки везде, где только можно. Дело было возбуждено «по факту»: то есть конкретных фигурантов-расхитителей на момент обысков у следователей просто не было.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов считает 159-ю статью настоящим бедствием для бизнеса. «Она такая резиновая, что все у нас мошенничество. Уголовное право — основной инструмент коррупционного давления на бизнес. Статья за мошенничество – универсальное средство

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов считает 159-ю статью настоящим бедствием для бизнеса.

давления на предпринимателей, 80% дел - по ней. Необходимо, чтобы эти дела рассматривались в гражданском, а не уголовном процессе», - заявил бизнес-омбудсмен. Точку зрения Бориса Титова разделяет и вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров. По его словам, более 75 % процентов обращений предпринимателей к нему связаны с незаконным преследованием по 159-ой статье.

На эту «злополучную» статью в 2014 году обратил внимание даже Конституционный суд, поручив законодательным органам устранить несоответствия части 4 статьи 159-ой основному закону. Именно эту противоречивую статью «против предпринимателей» применили и к успешному оренбургскому предприятию.

Важно отметить, что полученная предприятием субсидия не имела какого-либо целевого назначения. Главное условие: получатель компенсации обязан выполнять целевые показатели по количеству поголовья до 2022 года и своевременно платить налоги. А куда пойдут полученные им деньги – не имеет значения. Следствие эти условия почему-то полностью проигнорировало. Более того, если полноценная работа предприятия не будет восстановлена в ближайшее время, поголовье на ферме начнет гибнуть. Целевые показатели снизятся, и субсидию придется возвращать.

ВОПРОСЫ? ЕСТЬ

Руководство СГЦ «Вишневский» в сложившейся ситуации задается многими вопросами, но основных их два: какую цель преследуют сотрудники правоохранительных органов, вмешиваясь в сложнейший производственный процесс высокотехнологичного предприятия и ставя на грань банкротства? И какую эффективность будет иметь государственная программа поддержки сельскохозяйственных предприятий, если полученные бюджетные субсидии становятся причиной уголовных дел? Пока собственники и коллектив центра надеются на благополучное разрешение ситуации. 

Мария Кузнецова