Доклад основан на уточнённых годовых отчётах ответственных исполнителей госпрограмм и представленной Минфином России информации о финансировании из бюджета.

 

Денис Журенков

Денис Журенков

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

 44 госпрограммы

Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм по итогам 2016 года представлен Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства от 2 августа 2010 года №588.

Для достижения стратегических целей и решения приоритетных задач госполитики в сфере социально-экономического развития и безопасности начиная с 2010 года в стране должны были быть разработаны 44 госпрограммы. Все действующие в 2016 году госпрограммы распределены по пяти направлениям.

Первое направление – «Новое качество жизни» (14 госпрограмм).

Второе: «Инновационное развитие и модернизация экономики» (18 программ).

Третье: «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы).

Четвертое: «Сбалансированное региональное развитие» (6 программ).

Пятое: «Эффективное государство» (4 программы).

Из них в настоящее время утверждена 41 госпрограмма, в том числе программа «Реализация государственной национальной политики», срок начала реализации которой – 1 января 2017 года, а также государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

 

Сегодня не утверждены 3 госпрограммы

Сегодня не утверждены 3 госпрограммы: «Развитие пенсионной системы на 2018-2035 годы», «Обеспечение обороноспособности страны», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года».

Результаты 2016 года

В 2016 году сохранились позитивные тенденции по ряду направлений развития отрасли здравоохранения, наблюдаемые в предыдущие годы реализации государственной программы. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная зарплата медработников (предусмотрены соответствующие ключевые показатели по сравнению с 2015 годом увеличилась у врачей на 5,9% (50 667 руб.), среднего медперсонала – на 4,4 % (28 174 руб.), у младшего персонала – на 9,6 % (18 436 рублей).

Ключевой показатель – «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», в 2016 году достигнут не был

Однако, один ключевой показатель – «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», в 2016 году достигнут не был. Фактическое значение указанного ключевого показателя согласно сведениям, представленным в уточненном годовом отчете Минздрава России, в 2016 году ниже запланированного уровня: план – 72,64 лет; факт – 71,87 лет.

Согласно отчетным данным Минобрнауки России, ведущие университеты в 2016 году продолжают улучшать свои позиции в мировых рейтингах. В 2016 году из 21 университета, участвующего в реализации проекта 5/100, 20 представлены в трех ведущих мировых рейтингах, из них 16 – в рейтинге The World University Rankings (THE), 13– в рейтинге QS World University Rankings (QS), 1 – впервые в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU).

По состоянию на начало 2017 года в 85 субъектах созданы и действуют 449 многофункциональных центра прикладных квалификаций.

В России нала действовать система мониторинга подготовки кадров. Одним из критериев качества данной подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства. Итоговый результат участия национальной сборной России по профессиональному мастерству в международном чемпионате EuroSkills (2016 г. в г. Гетеборге) – 1 место в общем зачете (15882 балла).

Российская сборная завоевала 2 золота (Электроника, Обслуживание холодильной и вентиляционной техники), 2 серебра (Графический дизайн, Мобильная робототехника), 1 бронзу (Сетевое и системное администрирование) и 11 медалей за профессионализм в основном по промышленным компетенциям.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность безработных снизилась на 20,0 тыс. человек или на 0,5%. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) составил 5,5%, что на 1,8% ниже, чем в прошлом году (5,6%).

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в 2016 году составила 956 тыс. граждан, что на 11,8 тыс. человек или на 1,2 % меньше, чем в 2015 году. Уровень регистрируемой безработицы в целом по стране составил в среднем за 2016 год 1,2 % от численности экономически активного населения, не превысив плановое значение показателя, предусмотренное госпрограммой (меньше на 0,5 п.п.). При этом в 2016 году не было достигнуто плановое значение ключевого показателя «Отношение численности зарегистрированных безработных граждан к общей численности безработных» (план – 29 %; факт – 22,5 %).

Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза. В 2014 году рост реальной заработной платы замедлился и составил к 2011 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 г. – 1,05 раза.

По данным Росстата, реальная заработная плата в 2016 году составила 100,6 % к 2015 году. По Российской Федерации среднемесячная начисленная заработная плата в 2016 году, по данным Росстата, составила 36 703 руб. и выросла к 2015 году на 7,7 %. При этом реальная заработная плата выросла лишь на 0,6 % к 2015 году, но отмечается ее стабилизация.

Реальная заработная плата выросла лишь на 0,6 % к 2015 году

Совершенствование реализации

Проведенный Минэкономразвития России анализ показал отсутствие четкой взаимоувязки многих целевых показателей с целями и задачами, определенными соответствующими стратегиями.

Отсутствие уточненных редакций ряда госпрограмм приводит к неэффективному управлению ресурсами

Кроме того, отсутствие уточненных редакций ряда госпрограмм приводит к неэффективному управлению ресурсами, невозможности управления рисками и несвоевременному принятию управленческих решений. При одновременной незаинтересованности у ответственных исполнителей к формированию качественных программных документов.

Минэкономразвития отмечает возможность искажения результатов реализации при формировании отчетности

Кроме того, Минэкономразвития отмечает возможность искажения результатов реализации при формировании отчетности.

Например, отчетность за 2016 год по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» сформирована на основании проекта госпрограммы, утвержденного в 2017 году, который кардинально отличается от утвержденной редакции госпрограммы, действовавшей в 2016 году. Это грубое нарушение.

Минэкономразвития предлагает расстановку приоритетов для программных мероприятий.

Прежде всего, для совершенствования механизмов Минэкономразвития предлагает расстановку приоритетов для программных мероприятий. А также своевременную актуализацию госпрограмм - но при одновременном уменьшении количества вносимых изменений в планы их реализации.

Отмечается необходимость проработки информации о показателях госпрограмм и необходимость повышения ответственности участников.

Для повышения эффективности Минэкономразвития России также рассматривает возможность формирование системы оценки кросс-влияния госпрограмм.

Денис Журенков