Хороша ложка к обеду

В ноябре президент РФ Владимир Путин провел серию совещаний  с руководящим составом Министерства обороны России, федеральных ведомств и предприятий ОПК. На одном из них, 15 ноября, президент особо подчеркнул, что «сегодня мы живем в условиях известных ограничений: финансовых, бюджетных ограничений. Они в значительной степени коснулись и оборонной сферы, и расходов Министерства обороны». И добавил, что следует усилить госконтроль за эффективным расходованием головными исполнителями и смежниками бюджетных средств, выделяемых на гособоронзаказ: «дисциплина должна оставаться, прежде всего, финансовая дисциплина, на высоком уровне».

Собственно, в рамках программы конференции по закупкам в ОПК предприятия, ведомства и законотворцы и обсуждали, как модернизировать механизмы исполнения гособоронзаказа и выстроить эффективное взаимодействие заказчиков и поставщиков предприятий и организаций ОПК при подготовке и проведении закупок, с учетом отраслевой специфики. Правда, волей или неволей, разговор затронул не только отраслевые, но и международные вопросы.

Открыл мероприятие и обратился с приветственным словом к участникам мероприятия зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, отметивший актуальность повестки и результативность работы конференций предыдущих трех лет.

Рассмотреть и поддержать предложения участников мероприятия выразили готовность представители верхней и нижней палат российского парламента. Первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич отметил, что вопросы исполнения ГОЗ крайне актуальны накануне принятия нового бюджета и на 2017 год, и в период до 2019 года: «В вопросах обороны и оборонной промышленности мы должны быть независимыми. Это неоднократно подчеркивалось и президентом Владимиром Путиным, и министром обороны Сергеем Шойгу, и вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Это гарантия обеспечения безопасности нашей страны. Мы в Совете Федерации обязательно прислушаемся к вашим заключениям и учтем их в своей работе».

Враг не дремлет

Депутат Госдумы, член комитета по обороне Павел Дорохин акцентировал внимание на необходимости  регулировать вопросы, связанные с заказчиком и поставщиком, и шероховатости, связанные с законодательной базой: «Госпрограмма вооружения беспрецедентная по сравнению с предыдущими десятилетиями. Госдума играет особую роль в регулировании вопросов законодательного обеспечения в этой сфере. Госдумой был принят целый пакет законов в этой области: закон о гособоронзаказе, о промышленной политике, где ОПК занимает отдельную главу, как локомотив нашей промышленности, закон о стратегическом планировании, который требует дальнейшего развития и ряд других законов. Нужно минимизировать нецелевое использование средств в ГОЗ».

При этом политик коснулся и международной обстановки, и отношений с «заокеанским партнером»: «Ситуация в мире сегодня действительно напряженная, еще несколько лет назад стало ясно, что блок НАТО под руководством США начал подготовку к войне. Это видно, в первую очередь, по количеству заказов для ОПК США, с поставками боеприпасов, ракет всех видов и радиусов действия. Те заказы, которые идут последние 3-4 года превысили потребности мирного времени. Раз они заказывают, значит им для чего-то это нужно».

Дело техники

Участники конференции обозначили «камни преткновения» в своей работе. Вопросы касались и авансированных платежей, и регулирования цен на продукцию, и работы с рекламациями, и восстановлением в необходимом объеме военной приемки.

Задачи, с которыми приходится сталкиваться людям, занимающимися госзакупками, далеко выходят за рамки трех законов (речь шла о 275-ФЗ, 44-ФЗ и 159-ФЗ), возникают вопросы в смежных областях. Поэтому вопросы надо решать в комплексе: и взаимодействие заказчика с исполнителем, ценообразование на продукцию, поставляемую по ГОЗ, контроль и повышение качества поставляемой продукции, и взаимодействие госзаказчика и исполнителя с ФАС РФ, отметили представители предприятий.

Существующие правила не позволяют разместить гособоронзаказ с началом бюджетного периода, не реализованы механизмы государственно-частного партнерства при организации разработки новых образцов вооружения, в системе ценообразования в основном регламентированы процессы формирования и согласования цен, а методики планирования себестоимости продукции отсутствуют.

Член комитета по обороне Павел Дорохов считает, что действующая система закупок не создает условий для повышения качества продукции: «Минобороны отмечало, что предприятия ОПК не обладают требуемой  лабораторно-измерительной базой для проведения входного контроля закупаемой продукции. При этом существующая система конкурентных способов закупки создает условия снижения качества изделий. Также было указано на многочисленные факты отказов нижестоящих уровней кооперации от участия в исполнении гособоронзаказа на условиях новой редакции федерального закона о ГОЗ».

В целях разрешения указанных противоречий в короткие сроки были внесены изменения в действующую редакцию закона о гособоронзаказе, предусматривающие возможность оперативного управления оборотными средствами предприятиями ОПК для сохранения контроля за передвижениями по банковским счетам.

Нам нужен план

Интеграция военного, экономического, политического, социального потенциала  - вот тот рецепт, который поможет стране совершить рывок в развитии, считает помощник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Пискунов. Закон о стратегическом планировании был принят 2,5 года назад, но его механизмы еще не заработали в полную силу.

«Необходим комплексный подход к стратегированию. Сейчас страна переживает сложные времена – политическую, экономическую и технологическую изоляцию. Это предполагает интеграцию ключевых активов и потенциалов развития, как в гражданской, так и в военной сфере. К большому сожалению, мы утратили более полусотни институтов, которые занимались проблемами размещения производительных сил и развитием инфраструктуры. Их осталось три, и реально центров компетенций, которые имеют опыт проектирования больших архитектур - и технологических, и пространственных - кроме оборонно-промышленного комплекса  не существует» - считает Александр Пискунов.

Все должно реализовываться в единой концепции, считает чиновник: «Обновленная военная доктрина, стратегия национальной безопасности, задачи, которые решают главные конструкторы, задачи, которые будет решать институт технологов, создаваемый по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина, сами по себе,  по отдельности эти сегменты не очень жизнеспособны, если нет института проектирования и реализации архитектур в широком смысле. Главным институтом в этом пространстве, который позволяет добиваться конечных целевых эффектов, являются, конечно, контракты».

По итогам четвертой Всероссийской конференции на рассмотрение в профильные федеральные ведомства и законодательные органы власти будут направлены разработки и предложения по увеличению эффективности закупок в рамках гособоронзаказа.