Регулярный диалог «Большой Париж» – «Большая Москва» с участием представителей власти и экспертов становится традиционной площадкой для обсуждения текущих результатов реализации этих мега-проектов, обмена опытом и поиска новых идей и подходов. В этот раз представители двух столиц обсудили  необходимые условия для устойчивого развития присоединенных территорий и перспективные направления их развития, одним из которых  является создание инфраструктуры вокруг новых научно-образовательных кластеров.

Глава Департамента развития новых территорий Правительства Москвы Владимир Жидкин, приветствуя французских участников дискуссии, признался, что главным вдохновителем для Большой Москвы был именно проект Большого Парижа. Глава Департамента отметил, что при всех различиях, перед проектами стоят общие задачи – создание комфортной среды для жизни человека, создание современного транспортного каркаса, создания мест приложения труда и новых точек роста. Владимир Жидкин представил эволюцию Новой Москвы за семь лет – от пустырей до современных «кварталов без машин». Всего за время существования проекта в присоединенные территории было инвестировано более 300 млрд. рублей и построено более 55 млн. квадратных метров недвижимости, в три раза вырос объем средств, которые Новая Москва приносит в бюджет города. Одним из самых важных направлений для властей Москвы на новых землях является создание новых рабочих мест, с момента присоединения этот показатель вырос в 2,5. Не менее важным направлением стало сохранение экологии в регионе, где 60% территории покрыто лесом. Уже сейчас около каждого жилого комплекса есть благоустроенный парк.

Президент метрополии Большого Парижа Патрик Олье отметил, что Большая Москва развивается более быстрыми темпами, чем французский регион. Он также уточнил, что отличие Москвы от Парижа – это наличие большого числа незаселенных территорий рядом с городом, в то время как Большой Париж вынужден развиваться в рамках существующей застройки. Сейчас в метрополии одновременно осуществляются 85 проектов, общей площадью 2,8 млн. квадратных метров. Главная цель Большого Парижа – создание «умного города» для более комфортной жизни. Немаловажной станет и борьба за экологию, в ходе которой будут созданы зоны с запретом на въезд неэкологичного транспорта, и создание 70 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, для большей транспортной связности города необходимо построить более 50 станций метро. На урбанистическом форуме было подписано соглашение о сотрудничестве Большого Парижа и Большой Москвы. «Мы хотим, чтобы то, что вы делаете в Москве, помогало нам в Париже, и то, что мы делаем в Париже, помогало вам в Москве», – подчеркнул Патрик Олье.

Важнейшим фактором устойчивого развития является экология и решение экологических проблем. Эту тему затронула Диана Гальб, заместитель генерального директора группы компаний SUEZ. Она отметила, что Большой Париж и Большая Москва производят примерно равное количество отходов – 50 млн. кубометров. Переработка отходов включает в себя также и обработку мест захоронения отходов, некоторые из которых представляют опасность для окружающей среды. В Большом Париже разработана специальная технология, которая отслеживает такие отходы на каждом этапе, начиная со старта строительства и до захоронения отходов. В Большой Москве теперь будет использоваться похожая технология: на Московском урбанистическом форуме компания SUEZ подписала соглашение о создании совместного предприятия с АО «Мосинжпроект». Кроме того, Москва может взять на вооружение и другую технологию SUEZ – систему по очистке воздуха, которая была недавно запущена на станциях парижского метро.

Экологическую тему продолжила Сильвия Кази, партнёр архитектурного бюро «Кастро Дениссоф». Бюро уже много лет занимается вопросами развития Большого Парижа. С 2009 года компания разработала несколько проектов для парижской метрополии, один из них – «вертикальная деревня» – 18-этажное здание с садовыми пространствами через каждые 2-3 этажа, где люди могут общаться друг с другом. Ещё одно подобное здание будет располагаться в коммуне Нёйи-сюр-Сен, примыкающей к Булонскому лесу, западной окраине Парижа. Это настоящий сад с дикими птицами на верхних уровнях здания, которым смогут управлять его жители – сад можно трансформировать с помощью внешних террас. На первых этажах будут располагаться офисные помещения. «Кастро Дениссоф» нацелено на разработку зданий, которые отвечают потребностям современных городских жителей и более того, могут адаптироваться к ним. Примером такого подхода может служить проект 53-этажного небоскреба смешанного использования с офисами, магазинами, ресторанами, гостиницами и квартирами в парижском пригороде Дефанс. Одно из применяемых бюро инновационных решений – гибкие и модулируемые пространства. Например, проект коворкинга «Тотем» представляет собой офисное пространство с трансформирующимися в зависимости от задачи помещениями. В заключение Сильвия Кази выразила надежду, что опыт бюро «Кастро Дениссоф» по трансформации старых кварталов 1960-х – 70-х годов может найти применение в Москве.

Вторая часть дискуссии была посвящена университетским кластерам как перспективной стратегии развития присоединенных территорий. Открыло ее выступление проректора МГИМО Артёма Мальгина, курирующего работу Российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог» в России. Лейтмотивом работы «Трианонского диалога» в 2019 году является образование, и тема университетских кампусов стала одной из центральных в совместной работе специалистов из двух стран. Во Франции в последние несколько лет сформировался тренд на объединение усилий бизнеса и индустрии с одной стороны, и университетов с другой, для формирования научно-образовательных центров при поддержке государства. Поставлена задача сформировать 10 таких центров, среди которых особо выделяется Университет Ниццы София Антиполис, чья территория ещё в 1970-е годы задумывалась как кампус «нового типа».

В России похожая идея осуществляется в рамках национального проекта «Наука» и федерального проекта «Экспорт образования». Пять пилотных регионов для реализации этих проектов – это Белгородская, Тюменская, Нижегородская, Кемеровская области и Пермский край. Задача проектов – до конца 2024 года увеличить число обучающихся в России иностранных студентов до 425 тысяч. Старые «университетские городки» с такой задачей справиться не могут, в связи с чем программа превращается в амбициозный инфраструктурный проект. По словам Артема Мальгина, сотрудничество с Францией будет заключаться в совместной работе групп молодых архитекторов из России и Франции над проектами кампусов, а в конце 2019 года будет объявлен архитектурный конкурс на лучший подобный проект.

Анна Курбатова, директор Института комплексного развития территорий, поделилась с присутствующими кейсами развития образовательных кластеров на территории сразу двух регионов – Москвы и Московской области. Один из них – это кампус МФТИ, который формировался в Долгопрудном начиная с 1946 года на стыке образовании, науки и производства. Какие кампусы могли бы выполнять такую же роль в Новой Москве? На взгляд Анны Курбатовой, это педагогические и спортивные ВУЗы. Работать на стыке образования и производства могла бы и пищевая промышленность, ведь Новая Москва – это бывшая территория Московской области, где и сегодня производятся продукты питания для столицы.

Игнатий Данилиди, генеральный директор ГК «А101», выразил мнение, что новые территории Москвы в перспективе могут стать лидирующими по качеству жизни, где в полной мере реализуется потребность жителей в активном отдыхе, саморазвитии и образовании. В Новой Москве формируется целая сеть образовательных кластеров, – и на базе образовательных учреждений из старой Москвы, и создающихся «с нуля».

Алексей Расходчиков, сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город», познакомил участников со статистикой изменений, происходящих в Новой Москве. Костяк тех, кто переезжает в Новую Москву, – это молодое, экономически активное население, которое представляет собой кадровый ресурс для формирующихся образовательных, и научно-технологических центров. Именно образовательные кластеры в данном случае могут стать драйвером развития присоединенных территорий. «По-настоящему «городами будущего» смогут стать только те мегаполисы, где изменения будут направлены на развитие социального и человеческого капитала. Для этого одних только зеленых технологий, интернета вещей и бигдаты недостаточно. Нужны новые технологии взаимодействия» – подчеркнул Алексей Расходчиков.

Завершая мероприятие, Владимир Жидкин отметил большой потенциал в развитии транспортной и рекреационной инфраструктуры в Новой Москве. Образовательные кластеры и технопарки, по его мнению, создадут ещё более качественную для жизни среду на новых территориях.