Семинар организован для формирования модели развития образования через систему профессионального роста педагогических и руководящий работников образовательных учреждений. Задача проекта – выявление лучших современных педагогических практик, инновационных подходов в образовании, а также самореализация педагогических кадров.

Идея проведения конкурса «Учитель будущего» была озвучена в Мастерской управления «Сенеж» летом 2019 года во время проведения Форума «Территория смыслов» в рамках смены «Экосреда образования», в которой принимали участие более тысячи молодых педагогов.  От идеи до ее реализации прошло менее полугода. В конкурсе нет ограничений: участвовать в нем могут как опытные педагоги, так и учителя с небольшим стажем. Объединиться в команды и пройти конкурсные испытания могут учителя–предметники школ, лицеев, гимназий, в том числе специализированных, а также учителя начальных классов и педагоги воспитательных служб.

Для обсуждения перспективных форм образования будущего организаторы семинара пригласили авторитетных экспертов и практиков, чтобы совместно обсудить будущее российской системы образования, оценить, как реализация национального проекта «Образование» уже повлияла на развитие школ, а также постараться ответить даже на провокационные вопросы, например, «должен ли учитель создавать собственный бренд и продвигать его».

Руководитель проекта «Учитель будущего» Андрей Богданцев отмечает высокую заинтересованность преподавателей: «Мы видим, как активно регистрируются педагоги на сайте конкурса. Это значит, что конкурс действительно ждали сами учителя! Заявки на участие поступают абсолютно из каждого региона, и даже были письма из стран СНГ с пожеланиями участия в конкурсе. Для нас крайне важно прямое общение с учителями, и этот семинар поможет нам ближе познакомиться, настроиться на одну волну и определить основные векторы дальнейшей работы».

Всех конкурсантов, успешно преодолевших дистанционный этап, ждет доступ к электронным библиотекам и вебинарам, а финалистов — программа совершенствования профессионального мастерства. Команды-победители также получат в наставники известных популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений России. По итогам конкурса будет выделены 30 команд (это 90 человек), которые в течение следующего года пройдут долгосрочную очно-заочную образовательную программу.

«Сейчас мы с коллегами из Мастерской управления «Сенеж», с  экспертным сообществом и с представителями ВУЗов разрабатываем новую образовательную программу непосредственно для победителей нашего конкурса.  Наша основная задача – это задать новые тренды работы с талантливыми детьми, работы с трудными подростками, дать новые формы работы с детьми, которые во многом опережают учителей в использовании цифровых технологий. Мы понимаем, что есть определенный запрос у учительского сообщества на новые форматы повышения квалификации. Мы рассчитываем, что программа, которая будет разработана, станет примером новых подходов к  повышению профессионального мастерства для других институтов развития образования. Любой конкурс - это не только определение  лучших, но и инструмент личностного профессионального роста»,  - заявил Андрей Богданцев.      

В первый день семинара прошла панельная дискуссия, в которой приняли участие заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков, куратор федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта «Образование» Максим Резаков, директор Всероссийского центра художественного творчества Оксана Гончарова, начальник управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов,  директор ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт–Петербурга Сергей Данилов и ряд других экспертов. Открыл программу семинара лекцией «Как быть №1 в образовании» Игорь Манн,  маркетер, основатель издательства «Манн, Иванов, Фарбер»: «Мне кажется, тут можно провести аналогии с тем, как учатся бизнесмены. Сейчас к педагогам приходит бизнесмен и рассказывает, какие бизнесовые навыки можно взять в педагогику. А может прийти преподаватель и рассказать, как он необычно организовал  процесс преподавания. Это называется бенчмаркинг, то есть ты заглядываешь в отрасль, в которой ты не был.  Я думаю, что если бы кто-то зажегся идеей и написал книгу о педагогических лайфхаках, советах, упрощающих жизнь учителя, его общение с коллегами, родителями, школьниками и спонсорами, то такая книга «бомбанула» бы».   

Также в рамках семинара прошли выступления директора по связям с университетами в Mail.ru Group Сергея  Марданова и президента федерации спортивного бриджа России, магистра игры «Что? Где? Когда?» Максима Поташева.

По замыслу создателей конкурса «Учитель будущего» преподаватель – это, прежде всего, командный игрок. Будущее за конвергенцией наук, за междисциплинарностью,   и поэтому конкурс стал именно командным. В понимании организаторов учитель будущего, с одной стороны, лидер, который готов повести за собой класс, а с другой, командный игрок, который умеет работать в команде школы. Как отмечают авторы проекта, сейчас система образования  уже привыкла к понятию «управленческая команда», а задача конкурса -  сформировать новый образ, новую терминологию, в том числе понятие «учительская команда».

Участники конкурса поддерживают идеи организаторов и отмечают, что новые подходы, с учетом развития технологий, источников и форм получения информации, в образовании необходимы. Конкурс «Учитель будущего» стимулирует освоение новых компетенций.

«Самое важное, чтобы каждый из учителей мог найти свое место в этом конкурсе, чтобы менять систему образования в целом. То, что работало раньше, сейчас не работает. Содержание образования мы, конечно, не трогаем, а вот именно форма, то, как мы преподносим информацию детям, на сегодняшний день  - ключевой момент.  От программы, в которой мы принимаем  участие, я жду, в первую очередь вдохновения. Это самое важное для учителя. Если вдохновение есть, если каждый день получаешь  удовольствие от уроков и от общения с детьми, это заставляет развиваться и меняться в лучшую сторону», -  считаетдиректор школы №55, г. Екатеринбург, Алексей Махновецкий.

В концепцию конкурса заложены идеи командной работы и «триединства»: учителя являются не только носителями знаний в области преподаваемой дисциплины, но и оказывают психолого–педагогическое сопровождение обучающихся, а также владеют «словом», как инструментом воспитания.

Участники семинара приехали командами от своих школ, все понимают, что процесс обучения – это командная работа, которой обязательно нужно учиться. «Сейчас появляются новые задачи в системе образования, и в нашей жизни, когда нужно уметь работать в единой команде и решать задачи, которые ставит перед нами современность и современные дети. Конкурс «Учитель будущего» позволит нам по-другому взглянуть на свою деятельность, позволит увидеть другие педагогические практики участников  конкурса,  поможет понять, насколько мы сами умеем работать в команде», - рассказывает учитель физики и информатики из липецкой Гимназии №12, г. Липецк, Алла Волкова.

Особенностью профессионального конкурса «Учитель будущего» станет не только командное участие педагогов, но и постпроектное сопровождение. Конкурс состоит из трех этапов: дистанционного тестирования, окружных полуфиналов и финала. По итогам конкурса будет сформировано сообщество учителей будущего из числа полуфиналистов и финалистов конкурса. Члены сообщества продолжат обучение в Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей», а также примут участие в ключевых событиях сферы образования.