-Расскажите о том, что такое медицинская грамотность пациентов?

Впервые об этом термине заговорили в двадцатые годы двадцатого века, в самом начале развития советской России. Тогда речь шла о повышении грамотности населения в отношении борьбы с распространением педикулёза и сифилиса. И ключевые знания, которые государство тогда транслировало пациентам, действительно позволили остановить эпидемии этих острых заболеваний.

-Что означает медицинская грамотность пациентов в сегодняшнем контексте?

Медицинская грамотность пациента означает информированность пациента о том, какие действия он должен предпринимать чтобы уменьшить риски для собственного здоровья. Речь идёт о различных медицинских скринингах  и программах диспансеризации.  Они позволяют жителям города выявить заболевания на ранних стадиях. Речь может идти не только о заболеваниях, но и состояниях, которые в последующем могут привести к развитию заболеваний. К примеру, если мы говорим о повышенном артериальном давлении, это вовсе не означает, что у человека есть диагноз артериальная гипертензия. Однако, наличие этой информации, советы врача и те изменения, которые пациент предпримет в образе жизни и питания способны предупредить дальнейшее развитие заболевания.

-Как мотивировать человека вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врача?

Это одна из сложнейших задач. Существует положительная и отрицательная мотивация. Исторически в России всё гораздо проще обстояло с отрицательной мотивацией – это запрет, штраф, угрозы. В мире многими медицинским системами практикуется финансовая мотивация. Если ты вовремя не прошёл программу скрининга, то в случае обнаружения того или иного заболевания ты вынужден будешь доплачивать за лечение или ты вынужден будешь платить какую-то долю от своей бесплатной медицинской страховки. Это достаточно действенный инструмент, который используется в Европе и многих странах Азии. Сейчас идёт обсуждение применения такого механизма в России. Положительная мотивация – это ориентация каждого человека на сохранение своего здоровья. Такая мотивация проистекает из той культурной парадигмы, которой привержен человек. К сожалению, наши сограждане привыкли обращать внимание на здоровье, когда оно уже подорвано. Тот этап, когда ты ещё являешься здоровым, как правило, вызывает у нас чувство беззаботности, что приводит к развитию запущенных стадий того или иного заболевания. Именно поменяв отношение человека к состоянию собственного здоровья, можно создать мотивацию к прохождению различных программ диспансеризации и скринингов.