Боты или программные роботы, эффективно автоматизирующие бизнес-процессы компаний и замещающие человеческий труд, станут популярными в России в течение ближайших пяти лет и создадут объем рынка в размере 200 млн долларов США. Такую оценку приводит российская технологическая компания Flexbby, разрабатывающая корпоративные приложения для автоматизации бизнес-процессов с роботизированной технологией. «Мировой рынок бизнес-приложений в 2018 году оценивается исследовательскими и консалтинговыми агентствами, специализирующимися на IT-рынках, в 180 млрд долларов при среднем ежегодном росте (CAGR от 6 до 8 % в зависимости от региона, индустрии и типа программного обеспечения). Мы считаем, что в ближайшие годы не менее 5% этого рынка займут «умные» роботы-боты. Так как по оценкам Gartner 80% новых внедрений будут требовать «event-drive architecture» (архитектура, управляемая событиями), а это примерно 8 млрд долларов в год. Активный спрос на данные технологии у нас в стране мы прогнозируем лишь через 3-5 лет. Таким образом, при оптимистичном сценарии и росте хотя бы на 5% ежегодно можно ожидать цифру в 200-220 млн долларов к 2023 году».

На сегодняшний день благодаря модели «event-driven architecture» создаются бизнес-приложения с ботами, которые способны синхронизировать программы, сервисы и данные компании. Это делается для того, чтобы бот самостоятельно следил за процессами внутри всей IT-системы, проводил анализ, а затем сообщал о происходящих изменениях и реагировал на них в системе автоматизации бизнеса – запуск и реализация бизнес-процессов. «Различные боты и программные роботы повсеместно внедряются в крупных зарубежных компаниях. Виды роботов при этом отличаются друг от друга. Существуют роботы, анализирующие графический интерфейс и выполняющие мелкие задачи по обработке информации и ее переносу в системы, так называемые «роботы-кликальщики. Есть интеллектуальные роботы, функционирующие внутри системы и осуществляющие автоматизацию ручного труда по максимуму, в том числе, осуществляя запуск необходимых бизнес-процессов», – заявляет исполнительный директор компании Flexbby Роман Чёсов.

Подобного «интеллектуального» робота, не имеющего аналогов в России, создала компания Flexbby еще в 2015 году. Первыми заказчиками корпоративного бизнес-приложения с роботизированной технологией стали крупные российские и зарубежные компании, которые используют технологию с 2016 года. Программе-роботу дали название «Event-bot».

Представитель компании Flexbby поясняет, что внутри системы автоматизации бизнес-процессов компании есть «Event-bot», который является посредником между сервисами организации, данными и пользователями. Он мониторит процессы, которые ему поручено отслеживать, сообщает об изменениях пользователю или другим системам, а также запускает в автоматическом режиме процессы, которые ему предписано сделать в соответствии с тем или иным изменением ситуации. Например, сотрудника повысили в должности. Бот зафиксировал повышение, автоматически отразил это в IT-системе и самостоятельно осуществил запуск необходимых далее операций: оформление нового пропуска, включение сотрудника в систему мотивации, соответствующую новой должности, реализацию заявки на корпоративный автомобиль, включение сотрудника в программу добровольного медицинского страхования и т.д.

Таким образом, бот может автоматизировать ручной труд сотрудников компании, быстро вносить изменения в уже автоматизированные бизнес-процессы и добавлять новые, синхронизировать и анализировать все внутренние и внешние программы, сервисы и данные компании.

Подобные технологии, по словам представителя Flexbby, пока используют наиболее продвинутые в технологическом плане крупные западные компании, например, Adidas, Bayer.

Разработчики Event-bota планируют продавать его крупному и среднему российском бизнесу, чьи задачи по уровню сложности могут быть решены только с помощью такой технологии. Несмотря на то, что речь идет о стандартных бизнес-процессах, например, автоматизация продаж и управления клиентами (CRM), то именно у крупных компаний и холдингов такие задачи в рамках этих стандартных бизнес-процессов, такая IT-архитектура, что справится с этим может только «Event-bot». И сейчас несколько российских и западных компаний заявили о желании купить данную технологию.

«Наличие в IT-архитектуре компании Event-bota позволяет снизить себестоимость операций в 4-5 раз, сократить время на внесение изменений в автоматизированные бизнес-операции и добавление новых в 10 раз, повысить производительность на 65%», – отмечает Роман Чёсов.

По мнению аналитиков Gartner до 2020 года 80% компаний мира выберут корпоративные бизнес-приложения с интеллектуальными роботами и ботами для автоматизации своих бизнес-процессов. Это один из значимых трендов в корпоративном бизнесе подобно искусственному интеллекту и blockchain. Но в России об этом только начинают говорить, при этом большинство не знает о таких роботизированных приложениях, и лишь единицы внедряют в свои IT-системы, обгоняя конкурентов минимум на пять лет.