В выставочной экспозиции IV Международного военно-техническом форума «Армия-2018» одну из ключевых  позиций занимала экспозиция Корпорации «Проект-техника». В России, да и, пожалуй, в мире, – это глобальный лидер по разработке и производству мобильных комплексов контейнерного типа. Внутри таких комплексов может быть все, что угодно: от жилых блоков и рабочих мест операторов сложной техники до полевых госпиталей и ремонтных станций. Приобретателями таких комплексов обычно бывают войска, спецслужбы, нефтяники и геологи, словом, все, длительное время работающие в отрыве от цивилизации и инфраструктуры. Коллектив компании — 2500 сотрудников, работающих в 7 городах европейской части России.

-Шавасп Вачикович, Ваша компания, как написано в программе Форума, занимается производством «мобильных модулей».  Объясните нам, пожалуйста, так, чтобы даже отчаянная блондинка поняла: что такое ваши мобильные модули? Только что мы были на стенде у Вас, там потрясающие, очень уютные маленькие железные домики. Расскажите, пожалуйста, профессиональным языком, что это такое?

Да, мы разработчики и поставщики мобильных модулей. Называются они кузова - контейнеры и кузова – фургоны и модули, и комплексы на их базе. Используются для монтажа вооружений и военной техники всех видов. Сами мы непосредственно, кроме того, что производим унифицированный ряд фургонов и контейнеров, являемся разработчиками в Вооруженных Силах России, мы на их базе монтируем также средства обеспечения. Как медицинские модули, как отдельную позицию, так и госпитали, и командные пункты.

- А бывают такие модули для гражданских? То есть, можно купить себе на дачу и поставить такой модуль и жить там?

- Можно, да. Мы сейчас с Министерством промышленности продвигаем проект, который позволит составить базу данных по всем наработкам, которые у нас есть, чтобы нашу продукцию можно было использовать в гражданском секторе. Здесь, на форуме, представлена продукция,  приспособленная для жизни и работы людей зимой. Для гражданских условий это несколько избыточно, и, соответственно дорого. К тому же, требования военных подразумевают защиту от всяких разных факторов. В гражданском секторе это не требуется.

- Да, у вас на стенде представлена броня, и видно, что ее не пробивает пуля. Действительно, очень крепкие модули у вас получаются.

-Есть вариант исполнения базовый. Он не предполагает использования брони, это опция. Есть разные исполнения, под разных заказчиков. Это и броня, это и какие-то дополнительные опции, связанные с системами жизнеобеспечения.

Шавасп Вачикович, именно благодаря вашим модулям, продукции вашей компании, российская армия способна делать то, что абсолютно не достижимо для армии американской, а именно, мы можем развернуть военный городок со всем оборудованием, со всей техникой, проживанием буквально за считанные часы. А американская армия делает это чуть ли ни не несколько суток и требует подготовленные площадки. Действительно ли это так? И где можно увидеть эти волшебные модули? Вы их привезли?

- Да, на нашем стенде вы можете эти модули посмотреть, фрагменты больших комплексов, о которых вы сказали, здесь и представлены. Это энергетический комплекс, впервые мы показали контейнер, который можно использовать в арктических условиях. Сейчас эта тема активно развивается военными. Ну, что я могу сказать? Технологии, которые позволяют быстро и оперативно разворачивать большие комплексы, в том числе и для проживания, которые вы назвали. Мы делаем более сложные вещи, скажем, для ремонта сложной техники - это практически завод. Мы можем в течение нескольких часов развернуть в поле настоящий мобильный завод.  И это гораздо сложнее, чем просто тыловая техника или госпиталь.

-Причем, наверное, именно под конкретные задачи, под ремонт конкретного танка или инженерной техники?

- Да, под ремонт всех видов вооружений и техники сухопутной. Мы производим такие комплексы для ремонта вооружения артиллерийского, для бронетанкового, для инженерного вооружения. Все это на нашей экспозиции, это является частью большой системы обслуживания ремонта. Что касается оперативных возможностей таких комплексов, это все задается нашими военными. Я думаю, что технологии, которые мы используем, известны во всем мире, просто, видимо,  наша армия предъявляет более жесткие требования, и мы им соответствуем.

-. Насколько комфортны такие модули?

- Здесь, что называется, любой каприз за ваши деньги. У нас представлены сегодня на стенде рабочие места для офицеров – операторов. Они сделаны достаточно удобно, но скромно. 

- Люди же годами живут в этих модулях, правильно?

- Нет, это для работы, офицеры несут смену, там есть все необходимые условия для этого: система жизнеобеспечения, климат-контроль.

- Климат-контроль даже?

- Кресла удобные для работы, мониторы и прочее. Для руководящего состава есть отделка на уровне отделки яхт.

- Как в яхте? Мы не ослышались?

- Да, вы можете посмотреть. Это для работы руководства, для проведения совещаний.

- То есть, можно сделать любого уровня, в том числе самого-самого высокого?

- Да, и можно сделать на уровне совсем простом, как, например, в плацкартном вагоне.

- То есть спрятаться в болоте и иметь комфорт роскошной яхты

- Вполне.

-Вы производите, безусловно, мирную продукцию, поэтому, по логике вещей, ничто не мешает вам ее экспортировать. Вот в балансе вашей компании, сколько идет в Россию? Сколько идет, допустим, государственным заказчикам, сколько частным компаниям и удается ли что-то на экспорт отправлять? В какие страны, если удается?

-- Значит, в балансе нашей компании это выглядит так:  примерно 30% модулей или контейнеров мы поставляем под монтаж вооружений военной техники другим предприятиям. Примерно 30-40 % мы поставляем в виде готовой продукции для Вооруженных Сил России, которые обеспечивают жизнедеятельность военных, и примерно 30% мы экспортируем.

-- То есть, все-таки на экспорт тоже производится?

Ш.К.: Да, мы поставляем продукцию в 21 страну. И мы активно развиваем это направление вместе с «Рособоронэкспортом».  Это связано с тем, что у нас появились новые решения, которые пользуются большим спросом.

-- Тема экспорта – это одна из наиболее частых сейчас. И одновременно - проблема сервиса, проблема ремонта техники. Вы делаете мобильные ремонтные модули, а армия сейчас переходит к новой системе сервисного обслуживания техники и к новой системе заказа запчастей. Что меняется?

-Мы занимаемся в части послепродажного обслуживания  не только мобильными  сервисными частями, мы построили многоуровневую систему обслуживания вооружения военной техники. Она включает  в себя пять элементов. Это мобильные средства, о которых вы и сказали, это стационарные ремонтные комплексы. Это логистическая поддержка, обучение ремонтников, инженерные коммуникации обеспечения. Мы можем это развернуть как в чистом поле, так и подключиться к сетям, если они есть. И самый важный элемент этой системы – это информационная поддержка, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние любого образца в любом месте.

-И это очень кстати, ведь иностранные заказчики в прошлые годы высказывали  пожелания, чтобы была понятна система заказа запчастей. Чтобы можно было, как в автосалоне, прийти, назвать вин танка или какой-нибудь машины и по этому вину купить колодки, запчасти, масло и все остальное. Удалось ли создать такую систему? -

-Да! Уникальность нашего комплекса в части информационного обеспечения заключается в том, что мы впервые в мире, в военной технике, применили несколько другой подход, чем традиционный. Поставщик техники передает систему поддержания технической готовности только своего образца. Мы сделали комплексную систему, которой управляют сами военные. Это позволяет им самим планировать и заказывать. То есть, они в реальном режиме времени, руководитель, условно говоря, от министра обороны до командира самого нижнего звена, батальона, например, в реальном режиме времени на гаджете может видеть состояние любого образца. Разумеется, предусмотрен разный уровень доступа.

-То есть танк может прислать смску на склад, что нужны еще патроны, еще снаряды, нужно еще горючее?

- Да, и система позволяет самостоятельно планировать все необходимые воздействия, которые нужные для восстановления образца, формировать заказы на запасные части, на необходимых специалистов нужных квалификаций и, таким образом, решить одну из главных проблем – обмен информацией и ее достоверность. На сегодняшний день мы ее решили, мы реализовали этот проект вместе с «Рособоронэкспортом» за рубежом. Она достаточно успешно работает, и сейчас мы ее активно разворачиваем в Российской армии и предлагаем нашим зарубежным партнерам. На базе этих наработок мы создали компанию вместе с Уравагонзаводом, она называется «УВЗ – Спецсервис», которая активно  продвигает эти идеи вместе с образцами.

Это дает огромный экономический эффект. Потому что от  скорости восстановления техники зависит уровень готовности армии. То есть, у военных есть выбор, либо тратить усилия на поддержание работоспособности имеющихся образцов, либо покупать дополнительно новые. Наш метод существенно удешевляет процесс эксплуатации и делает его более качественным.

- И еще.  Хотелось бы спросить у Вас. Вы ведь с первого форума участвуете. Как менялся форум за годы его существования? Что улучшалось? Нравится ли Вам то, что Вы видите сейчас здесь на форуме «Армия-2018»

-  Да, конечно, безусловно, с первого форума участвуем, с 2015 года. Также мы активно участвуем  в выставках за рубежом. В частности, в Абу-даби, в Париже, и нам есть с чем сравнивать.  Сегодня то, что предлагает форум «Армия», превосходит все указанные выставки. Здесь и показ живой техники, и показ макетов, и павильоны, и стрельбы. Например, в Париже вы этого не увидите. В Абу-даби это достаточно скромно. У нас полномасштабно показаны условия  возможности применения техники. Это для потенциальных заказчиков очень важно. Ну, и кроме того, недалеко от столицы, развитая инфраструктура, конечно, приводит к тому, что количество посетителей  просто запредельное, очень много посетителей.

- Иностранцев больше, чем раньше?

- Да, иностранцев больше, чем раньше. С каждым годом их всё больше и больше. Но и наши специалисты с удовольствием стали  приезжать, и в больших количествах. Это очень важно для обмена информацией на разных уровнях. И конструкторам, и продавцам, и покупателям – это все очень важно.

- Как организована работа форума? Удобно ли здесь вести бизнес?

- Да, очень удобно. График встреч, в связи с тем, что посетителей очень много, достаточно плотный. Поэтому мы все время расширяем нашу экспозицию. Если мы начинали, и у нас была одна переговорная, сейчас у нас – четыре. И мы наблюдаем за нашими партнерами – динамика примерно такая же.

- Были планы смотреть что-то на выставке? Или только заниматься своим стендом?

Показывать – это только половина миссии. А вторая часть – посмотреть, что предлагают другие, и пообщаться с коллегами. Наши специалисты участвуют практически во всех  круглых столах, связанных с тылом, с инженерным вооружением, с бронетанковой техникой, артиллерийской техникой и средствами управления связи. Это круглые мероприятия, в которых мы будем активно участвовать.

- Спасибо Вам большое за интересную беседу!

 Беседовали Павел Рязанцев и Елена Швец