Существующие индивидуальные средства защиты самолетов США от ракет с радиолокационными головками самонаведения по своей эффективности уступают российским аналогам. К такому выводу пришли в американском военном ведомстве после изучения информации о российских станциях САП 518, которыми оснащены индонезийские истребители Су-30МКМ.

 Справка

Контейнерная станция активных помех индивидуальной защиты САП 518 предназначена для защиты самолета Контейнеры с САП 518. Фото www.rusarmy.comтипа Су-34МК от поражения современными и перспективными ракетами класса «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Относится к классу DRFM (Digital Radio-Frequency Memory, цифровое запоминание радиочастот), создана КНИРТИ (Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт).

САП-518 работает в диапазоне 2-18 ГГц и размещается в двух подвесных контейнерах, которые устанавливаются на концах крыльев самолета. В одном контейнере находится приемник (для определения частоты излучающего сигнала), во втором – передатчик (для формирования ответного сигнала помехи). Экспортный вариант этой станции был поставлен в Индонезию.

По мнению специалистов США, бортовая система с САП 518 особенно эффективна против ракет с активными радиолокационными головками самонаведения (РГСН) ракет типа AIM-120, которые являются основным вооружением американских истребителей.

Буксируемый контейнер – ложная цель самолета F/A-18E «Супер Хорнет». Компьютерная графика. Фото ЦИНТИ 44-2014.В целом возможности американских самолетов по индивидуальной защите от ракет с активными РГСН в сравнении с САП 518 специалисты США оценивают заметно ниже. Так, истребители F-16С вообще не имеют встроенных активных систем РЭБ, а оборудование на самолетах F-15С уже устарело. Американские самолеты F-22 и В-2 выполнены с элементами снижения заметности и активные средства РЭБ не используют.

Палубный истребитель ВМС США F/A-18E/F подобные средства РЭБ несет в буксируемом контейнере, который крепится к фюзеляжу самолета между двигателями. Поэтому существует угроза, что при работе реактивных двигателей в форсированном режиме могут пережечь оптоволоконный кабель управления контейнером.

Европейские истребители «Рафаль», EF 2000 и JAS 39 «Грипен» оснащаются усовершенствованными системы РЭБ индивидуальной защиты.

В 1992 г. представитель компании «Локхид Сандерс» (отделение концерна «БАЕ Системз») заявил, что существующие оборонительные станции РЭБ устарели. Такого же мнения придерживаются и специалисты агентства перспективных разработок DARPA.Опытный образец контейнера ИК-системы IRST на самолете F/A-18D. Фото topwar.ru

Модуль DRFM принимает внешние сигналы, преобразует их в цифровую форму, записывает и возвращает обратно с задержкой не более 10 наносекунд. В результате ложные сигналы приемник РЛС противника воспринимает за истинные отраженные сигналы и не может с достаточной точностью определить дальность до цели и параметры ее движения.

ВМС США начали модернизировать палубные истребители F/A-18E/F. На первом этапе предполагается интеграция в самолет пассивной системы обнаружения IRST (Infrared Search-and-Track, ИК-система обнаружения и сопровождения целей). Испытания системы IRST должны были начаться в 2014 г.

 

Анатолий Соколов,

по материалам ОНТИ ЦАГИ, № 44-2014