29 января 2010 г. первым полетом начались полномасштабные испытания российского истребителя пятого поколения Т-50, который со Владимир Путин осматривает Т-50. Фото yahooeu.ruвременем должен заменить в войсках истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Испытания Т-50 должны быть завершены в 2016 году и начато его малосерийное производство с поставками первых машин в строевые части ВВС России.

Новый самолет, или перспективный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), должен обладать способностью в любое время суток и погодных условиях поражать воздушные, наземные и надводные цели, в том числе подвижные и малоразмерные. Кроме того, Т-50 должен быть сверх маневренным, малозаметным для различных систем обнаружения (выполнен с элементами технологии Stealth) и летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.

Самолеты Т-50 на МАКСе-2011. Фото А. СоколовПАК ФА создается в ОКБ Сухого, а строится Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю.А. Гагарина. Оба предприятия входят в состав ОАО «Сухой», которое является структурным подразделением Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

По информации в СМИ, Т-50 создавался как аналог американского самолета F-22 «Раптор». По основным показателям ПАК ФА не уступает американскому, имеет меньшую массу, более высокую скорость и маневренность. По оценке экспертов, в индивидуальном бою Т-50 одержит победу над американским «Раптором».

О точных характеристиках Т-50 пока говорить рано. Но по оценочным данным и некоторой информации в СМИ они таковы.

Самолет одноместный. Геометрические размеры: длина - 19,4 м, высота – 4,8 м, размах крыла - 14 м, общая площадь крыла - 90 кв. м. Ракеты Р-27р и Р-73. Фото А. СоколовМасса пустого самолета - 17500 кг, нормальная (максимальная) взлетная масса – до 30610 (35480) кг, масса топлива - 11100 кг. Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными с форсажной камерой и управляемым вектором тяги двигателями типа АЛ-41Ф1. Они обеспечивают максимальную (бесфорсажную) скорость полета на высоте - 2125-2600 (1300-2100) км/ч.

Практическая дальность полета на крейсерской скорости, в зависимости от количества топлива, может составить 2700-5500 км. Продолжительность полета - до 5,8 ч, практический потолок – до 20000 м, скороподъемность - 350 м/с, длина разбега/пробега - 350 м.

Корректируемая авиабомба типа КАБ-500. Фото А. СоколовТ-50 может нести различное вооружение и по этому показателю намного опережает наш истребитель Су-35. Общая масса боевой нагрузки, по данным 2012 г. достигает 10000 кг. Для размещения вооружения имеет 16 точек подвески, в том числе -8-10 внутри фюзеляжа.

Стационарно самолет будет оснащен одной-двумя модернизированными скорострельными авиационными пушками 9А1-4071К. Для ведения воздушного боя Т-50 может нести до 10-12 ракет малой (нового типа, КС-172, РВВ-БД) и средней (Р-73, Р-77 и их модификации) дальности действия. Сообщалось также, что на самолете могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух» большой (до 400 км) дальности действия.

Для поражения наземных (надводных) целей самолет может нести Ракета "воздух-поверхность" типа Х-29. Фото А. Соколовкорректируемые (управляемые) авиационные бомбы типа КАБ-500 и ракетное (противокорабельное, противорадиолокационное) оружие.

Бортовое оборудование будет представлено единой информационной системой боевого применения и управления. В ее состав могут войти подсистема обмена данными о целях с другими самолетами, не менее 2 многопроцессорных боевых цифровых вычислительных машин. Комплекс радиолокационных станций может включать 6 интегрированных РЛС обнаружения целей: носовую типа Ш-121 Х-диапазона, бортовые Х-диапазона, крыльевые L-диапазона, возможно, кормовую Х-диапазона, контейнерную Ка-диапазона, возможно, датчики на обшивке.

В апреле 2014 г. СМИ сообщили о том, что Т-50 будет оснащен новейшей станцией радиоэлектронной борьбы «Гималаи». Она создается на радиозаводе «Сигнал» (входит в концерн «Радиоэлектронные технологии»).

В целом же, авионика Т-50 в большой степени аналогична оборудованию самолета Су-35. Об этом в одном из интервью заявил летчик-испытатель Сергей Богдан. По его словам, «все, что сказано про Су-35, можно смело переносить на Т-50», но новый самолет, «безусловно», будет иметь и дополнительное оборудование.

 

Анатолий Соколов