В труднодоступные места, особенно в условиях крайнего севера, МЧС и медики часто добираются на специальных судах-амфибиях. Машины легко преодолевают бездорожье, заснеженные и торосистые реки, мелководье, болотистую местность. За год с помощью такой техники удается спасти не одну сотню жизней.

Об этом – в проекте ИА «РОСИНФОРМБЮРО» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказала Ирина Алексеева, генеральный директор ООО «Амфибийная техника» из Нижнего Новгорода.

 

Амфибийный катер Славир-636 выходит на берег.Фото А. Соколов- Ирина Юрьевна, Вы согласны с тем, что сейчас в России оборонной промышленности стало уделяться больше внимания?

 

- Да, несомненно. Ранее, по нашей статистики, до 70% нашей продукции приобретали частные лица. Сегодня все изменилось, до 80% нашей продукции поступает в государственные структуры, а около 20% покупает 20% население. Такое изменение произошло за последние два года.

 

- Ирина Юрьевна, расскажите нашим слушателям о своей продукции и необходимости в ней?

 

- Наша компания «Амфибийная техника» уже на протяжении 25 лет проектирует и производит суда на воздушной подушке, которые выпускаются под маркой «Славир». Они продаются во многие регионы России и экспортируются. Суда на воздушной подушке представляют собой транспортное средство, которое применяется, как правило, в условиях отсутствия или плохо развитой дорожной сети. Это бездорожье, заснеженные и торосистые реки, мелководье, болотистая местность. Такими условиями богаты районы Сибири, Урала, Заполярья, Дальнего Востока и другие регионы.

В таких условиях она может использоваться для решения широкого круга задач. Как рассказывают наши покупатели, «сегодня мы участвуем в перевозке участников свадьбы, завтра похорон, а послезавтра доставляем роженицу в роддом». Это обусловлено тем, что зачастую единственной транспортной артерией летом и зимой является река. А использовать в таких условиях альтернативный вертолет дорого и позволить себе очень немногие.

Сегодня наш транспорт широко стали использовать структуры МЧС и МВД, газовики, нефтяники, экологи и многие другие.

 

- Ирина Юрьевна, а используют ли продукцию ООО «Амфибийная техника» силовые структуры?

 

- Сегодня практически во всех регионах мы достаточно тесно сотрудничаем с МЧС. Так, по данным службы спасения Ленинградской области, в этом году наша техника способствовала в спасении жизней 159 человек. Еще один показатель – все, кто ранее покупал нашу продукцию, покупают ее, как правило, и в последующие годы. Этому способствует также и то, что сервисное обслуживание нашей техники мы организуем непосредственно в местах ее эксплуатации.

 

- Государство ставит задачу произвести импортозамещение. Если предприятие откажется полностью от импортной продукции, сможет ли оно существовать?

 

- Несомненно, предприятие продолжит свою деятельность. Мы уже проанализировали весь список импортных закупок и решили, что ряд материалов сможем заменить отечественными. Но здесь весьма важен вопрос ценообразования. Наши производители сейчас стали поднимать цены на свои материалы, но их качество остается ниже аналогичных импортного производства. Сегодня мы стали перед выбором. Или применять отечественные материалы и заведомо ухудшать качество своей продукции при тех же ценах, или увеличить стоимость финальных образцов, но с более высоким качеством.

Но по вопросу материалов можно еще подумать и поторговаться. А вот большие проблемы возникли с двигателями. Автомобильных двигателей мощностью 150-300 л.с., которые используем мы, сегодня в России просто нет. И это я считаю очень серьезным упущением в стратегическом развитии России. Сегодня к созданию и производству двигателей, аналогичных японским двигателям, мы просто не готовы в силу отсутствия необходимого оборудования и низкой культуры производства.

 

- А что необходимо, для того чтобы заняться этим в России, воля сверху?

 

- Необходимо и это. Но, кроме того, сегодня у нас очень хромает образовательный уровень. И с этим мы часто сталкиваемся в институтах. Зачастую мы не знаем с чего начинать работу со студентами, особенно когда они начинают работу над дипломами. Начинаем чуть ли не с таблицы умножения.

Кроме того, у нас «пропало» два поколения молодежи, которая не желает работать конструкторами и инженерами. Все хотят «легких» денег сразу и много. Из этого положения мы выходим путем набора кадров непосредственно со студенческой скамьи и их последующим доучиваем. Но после определенной селекции из 100 претендентов остается 1-2 человека.

Другой путь - приглашение на работу пожилых людей с советской подготовкой и которым за 60 лет. Они имеют фундаментальное обучение и опыт работы на советских предприятиях оборонного значения. В Нижнем Новгороде таких пока много.

Поэтому проблему с двигателями в ближайшее время мы можем решить только путем поставок через третьи страны. Тем более что и наши поставщики говорят о невыгодности для них санкций и намерении продолжать работу с нами.

 

- А есть ли заинтересованность в вашей продукции Минобороны?

 

- В прошлом году на конференции по спецтранспорту МВД в Москве мы общались с другими силовыми структурами. Так, пограничники отметили, что амфибийный катер «Славир» им подходит идеально. Поэтому мы намерены более тесно взаимодействовать с заказывающими органами силовых структур. У нас для этого есть все необходимое, в том числе кадры и материалы.

 

- Ваши пожелания нашим слушателям в преддверии Нового года?

 

- Я хочу всем пожелать успехов и здоровья. Все успокоится, а мы как работали, так и будем работать. Не первый раз, ничего страшного.

 

Беседовали Игорь Синеоков и Иван Климов

Материал подготовил Анатолий Соколов