Отказ Франции выполнять свои обязательства по поставкам России двух больших десантный вертолетоносцев типа «Мистраль» самым благоприятным образом сказался на российской судостроительной программе.  В долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года был внесен проект строительство собственных универсальных десантных вертолетоносцев, а на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» заложен второй корпус перспективного большого десантного корабля проекта 11711 «Петр Моргунов». Головной корабль этой серии – «Иван Грен» будет передан Военно-морскому флоту в следующем году.

Контракт по поставкам больших десантных вертолетоносцев «Мистраль» в свое время стал политическим подарком бывшему президенту Пятой республики Николя Саркози перед президентскими выборами во Франции – за поддержку Москвы в конфликте в Южной Осетии в 2008 году. Президенту Франции было необходимо сохранить рабочие места, а заодно избирателей. Крупнейшая верфь страны DCNS на тот момент находилась в кризисе, и контракт с Москвой был для нее подобен спасательному кругу. Под угрозу сокращения попадали по меньшей мере 600 судостроителей.

Политическую карьеру Саркози эта сделка в итоге спасти не смогла, но контракт на поставку только двух больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» принес французским компаниям DCNS и STX более 1,2 млрд евро. Кроме того, Франция рассчитывала построить еще два таких корабля в самой России. Общие расходы на покупку 4 кораблей, создание инфраструктуры их базирования  могли превысить сумму в более чем 3 млрд. евро.

В российском экспертном сообществе этот факт вызвал неоднозначную реакцию. Эксперты утверждали, что корабли типа «Мистраль» стране не нужны. Не смотря на то, что строительство двух вертолётоносцев длилось несколько лет в концепции развития российского ВМФ так и не появилось понимания их роли и места в составе флота. Не был очерчен и круг решаемых с их помощью задач.

Бывший начальник кафедры кораблестроения Военно-морской академии профессор Валерий Половинкин сообщил «Росинформбюро», что кроме «роли и места» «Мистрали» несли нам, куда большие проблемы: десятки не снятых с повестки технических нюансов, делающих невозможной эксплуатацию вертолетоносцев в северных широтах. Так, наполняемые пожарные емкости находятся на «Мистрале» в районе верхней палубы - зимой они просто замерзнут со всеми вытекающими из этого проблемами.

«Усиление носа», уточняет профессор, обычная вещь для кораблей, действующих в северных широтах. Если бы ее пришлось сделать на «Мистрале», то произошло бы перераспределение масс в конструкции корабля. А это, в свою очередь, привело бы к изменению других параметров вертолетоносца. Например, вместимости десантных отсеков, перепланировки технических и жилых помещений. Понятно, что это был бы совсем другой корабль и не факт, что в таком качестве нужный уже российским морякам.

Как бы там ни было, но контракт по «Мистралям» остановлен. Москва и Париж ведут переговоры по возврату вложенных средств и выплаты неустойки за не поставку кораблей. По мнению, профессора Академии военных наук Вадима Козюлина, этих средств вполне может хватить для начала строительства собственной серии десантных кораблей.

Одним из таких первенцев стал большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен». Корабль заложили в 2004, спустили на воду в 2012 году. Корабль сал развитием проекта 1171 пита «Тапир», по которому в 1960 - 1970-е годы «Янтарь» построил серию из 14 кораблей.

Длина нового БДК типа «Петр Муромцев» составляет 120 м, ширина - 16,5 м, осадка - 3,6 м. Водоизмещение - 5 тыс. т. Скорость полного хода - до 18 узлов, дальность плавания - 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) на скорости 16 узлов. Автономность плавания - 30 суток. Экипаж - 100 человек. Корабль способен перевезти - 13 танков или 36 БТР, до 300 десантников. Корабль также может перевозить до 1,5 тыс. тонн грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах. Погрузка выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 тонн) через грузовой люк в верхней палубе.

По конструкции корпуса корабль способен подойти к любому побережью немедленно начать высадку десанта. Причем, в отличие от того же «Мистраля» сделать это не только в несколько раз быстрее, так как техника выходит через носовую аппарель. У кораблей типа «Мистраль» технику надо перевозить на берег по штучно на специальных катерах. Но и оказать серьезную огневую поддержку десанту. 

В отличие от французских кораблей вооруженных всего двумя 12,5 мм пулеметами на российском БДК стоят пусковые установками реактивной системы залпового огня «Град-М» (аналог сухопутной РСЗО «Град» - литера «М» означает «морскую версию») дальностью действия до 20 км. Есть на нем две автоматических шестиствольных артиллерийских установки АК-630М калибра 30 мм способных производить до 1 тыс. в минуту. За скорострельность в ВМФ и еще называют «металлорезки» так очередь из установки буквально разрезает цель на части. Кроме того есть еще и  универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Предусмотрено базирование корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29.

«Наш корабль более сбалансирован по системам вооружения, - рассказал «Росинформбюро» Валерий Половинкин, у него лучше мореходность, он изначально создавался под выполнение задач в любых регионах мира. И если сравнить проект 11711 с тем же  «Мистралями» то по соотношению водоизмещения и перевозимого груза «Петр Моргунов» окажется более эффективным кораблем».

Вполне возможно, что в связи с расторжением контракта по «Мистралям» на десантных кораблях 11711 будут размещены заказанные ВМФ ударные вертолеты Ка-52К – 16 таких машин флот должен получить в следующем году.

Вертолет был сделан специально под «Мистраль», но фактически мы создали очень интересную машину, которая может базироваться на нашей корабельной группе и выполнять огневую поддержку высадки морских десантов», - сообщил заместитель председателя коллегия Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.

Отличие корабельного Ка-52 с индексом «К» от традиционного Ка-52 заключается, прежде всего, в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России. Для этого на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 и 30-мм автоматической пушкой 2А42.

 В военно-промышленном комплексе говорят, что палубные вертолеты Ка-52К в перспективе могут получить новую бортовую радиолокационную станцию, что позволит им применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной. Дело в том, что эти противокорабельные крылатые ракеты до последнего времени могли использоваться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К.

Как отмечает Валерий Половинки, у российских конструкторов «есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения». Российская промышленность приобрела полезный опыт при строительстве кормовых частей для «Мистралей». «Коллектив Балтийского завода всему научился, они сделали свою часть работы с высоким качеством. Французские специалисты, жестко контролировавшие процесс строительства, остались очень довольны так, что наладить собственное производство больших десантных вертолетоносцев России по силам. Тем более, в кораблестроительную программу вернуться весьма серьезные средства. По экспертным оценкам, за те же 3 млрд евро в России можно произвести 5–6 кораблей, подобных французским вертолетоносцам. Всего же, в ближайшие годы Военно-морской флот планирует приобрести не менее 10 больших десантных кораблей новых классов. 

 Дмитрий Литовкин.