После того как летом 2014 года над Донецкой областью был сбит самолет авиакомпании Malaysia Airlines, направлявшийся из Амстердама в Куала-Лумпур (в результате трагедии погибли 298 человек), вся мировая общественность задалась вопросом, как вышло, что над зоной военных действий разрешались полеты гражданской авиации?

Несмотря на то, что закрытие неба кажется единственным разумным решением в «горячих точках», в мире подобных «бесполетных зон» не так уж и много – в список входят север Ирака и Сирия (самолеты облетают зону с тех пор, как в регионе активизировалась террористическая организация ИГИЛ), Синайский полуостров (причина та же – деятельность террористических группировок), Север Эфиопии (отголоски гражданской войны 25-летней давности по-прежнему делают этот регион нежелательным для полетов), Йемен, Ливия, Сомали, Тибет и Гималаи.   

Да и «бесполетными» большая часть этих зон считается формально, поскольку гражданский самолет, экипированный новейшими бортовыми комплексами обороны, имеет полное право прокладывать свой маршрут через опасные зоны. О том, что такое БКО и каков принцип их действия, рассказал - в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Комсомольская Правда – программе «Открытым текстом», Владимир Михеев, первый заместитель генерального директора КРЭТ.

 

- Расскажите, что такое БКО – бортовые комплексы обороны?

- Это уже давно устоявшийся термин, поэтому мне хотелось бы сделать небольшой экскурс, пояснить суть вопроса. Все мы хорошо понимаем, что происходит развитие как авиации, так и средств противовоздушной обороны. Все становится, с одной стороны, сложнее, с другой – любая сложная система становится проще в применении. И количество так называемых ПЗРК, которые «бродят в мире», очень большое – на сегодняшний день в неучтенном пользовании находится не одна тысяча различного типа ПЗРК. Параллельно идет развитие и средств защиты. Бортовой комплекс обороны – это и есть средство защиты самолета.

- А когда они вообще появились?

- В массовом гражданском применении они появились лет 10-12 назад. Применительно к военной авиации – пожалуй, одновременно с изобретением самолета. Но все-таки современный комплекс бортовой обороны, в том виде, в каком мы его знаем, сформировался 10-15 лет назад. Он представляет собой довольно сложную структурированную систему, полностью интегрированную с так называемой авионикой самолета. БКО на сегодняшний день способны защитить самолет по всем физическим полям и от всех средств поражения.

- То есть, если выстрелить по пассажирскому лайнеру из С-300, то БКО его спасет?

- Современный бортовой комплекс обороны, например, БКО, который мы представляем, «Президент-С», защищает не только от ПЗРК, но и от оружия с радиолокационными системами наведения. Вообще, современный БКО – это очень сложный, иерархичный набор приборов, которые обнаруживают все возможные угрозы.

- А вам не кажется, что опасность атаки подобным оружием сама по себе сведет на нет полеты гражданских авиалайнеров?

- Существует правило в международном Воздушном кодексе, по которому, если степень угрозы в данном районе высока, то туда запрещаются полеты гражданских лайнеров. Такое уже происходило, к примеру, в Израиле не так давно. И все же иногда бывают такие условия, что, как бы ни было опасно, но лететь все равно надо. Тогда в дело вступает вторая статья воздушного кодекса, согласно которой, если все-таки есть какие-то опасные районы, а их на земле становится все больше и больше, воздушное судно будет поставлено в план перелета по данному маршруту, если оно застраховано. Но его застрахуют только тогда, когда оно оборудовано БКО. Иначе говоря, гражданскому судну все же можно летать в опасных регионах, но только при наличии должной защиты и экипировки.

- Насколько я знаю, один комплекс БКО уже поступил в эксплуатацию. Расскажите, каков принцип действия этих разработок?

- Уже несколько десятков этих комплексов поступило в эксплуатацию. А сейчас уже можно говорить и о сотнях. Они эксплуатируются достаточно широко и в армии, и в специальной авиации. Этот процесс постоянно совершенствуется. Мы следим как за угрозами, так и за повышением эффективности нашего оборудования. Мы занимаемся разработками этих систем уже более 50 лет. На сегодняшний день многие специалисты не только российского, но и мирового уровня видят нашу эффективность. Разработки проверялись не только на лабораторных столах, но и в целой серии военных конфликтов.

- Как система БКО будет действовать на гражданском судне?

- Это самолет, в корпус которого встроено оборудование. Оно находится по всей длине-ширине-высоте этого самолета и представляет систему технического зрения, то есть «глаза» и «уши» самолета. Экипаж в лучшем случае при хорошей погоде видит на расстоянии нескольких километров. Многоспектральная система технического зрения, или, как ее можно называть, система разведки (и пассивная, и активная) содержит большое количество приборов, что позволяет ей видеть в различных спектральных диапазонах (в радио-, видео-, инфракрасном, ультрафиолетовом, телевизионном) на десятки и сотни километров. Она ведет постоянный мониторинг степени опасности для этого самолета или внешней угрозы. Система смотрит и за землей, и за воздухом. В автоматическом режиме вся информация уходит в бортовой комплекс самолета, в его суперкомпьютеры, которых на борту несколько штук. Комплекс все анализирует. Дальше, если появляется потенциальная угроза, идет оповещение экипажа. Экипажу милым женским голосом сообщается: «вы находитесь в такой-то степени опасности: за вами, к примеру, наблюдает зенитно-ракетный комплекс типа «Патриот». Дальше подключается бортовое оборудование – средство защиты. Есть «глаза» и «уши», а это, назовем так, многоспектральная длинная рука, которая противодействует внешней угрозе. Если по нам прицелился какой-то локатор, то мы его постараемся выключить, подавить радиоэлектронное управление.

- А есть возможность из самолета подавить наземный локатор?

- Конечно. Мы же живем с вами в электронный век. Российская Федерация является современным государством. Концерн «Радиоэлектронные технологии» производит на сегодняшний день электронику мирового уровня. Причем многие военные разработки используются и в гражданской сфере. По многим вещам мы являемся законодателями в мире. Причем средства РЭП не обязательно должны быть мощными, они достаточно интеллектуальные.

- У Вас обычный гражданский самолет с обычными габаритами, без особого утяжеления?

- Наше оборудование вписывается в габариты любого летательного аппарата.

- Скажите, дорого ли стоит система безопасности, установленная на гражданские самолеты? Как это скажется на потребителе, на стоимости авиабилетов?

- Я не специалист в экономике, но, наверное, какая-то дифференциация все равно будет существовать. Одно дело мы с вами летим в Тамбов или в Новосибирск по территории РФ, другое дело лететь в Найроби, Йемен или Дамаск. Разница в цене ощутима.

 - А не будет ли это доставлять каких-либо неудобств пассажирам? И правильно ли я понимаю, что для летчиков не будет создана дополнительная нагрузка, им не нужно будет разглядывать мониторы, система все делает самостоятельно?

- Комплекс полностью автоматический. Система «Президент» - это комплекс, который включает в себя достаточно большое количество оборудования. Таким образом, степень защиты зависит от набора этих приборов. Туда входит: система разведки, система радиоэлектронного воздействия различных диапазонов, а что-то может быть оборудовано и специальным лазерным гиперболоидом, который будет оказывать противодействие, это лазерная или оптическая станция помех.

- Расскажите про еще одно перспективное направление Концерна – разработки, связанные с созданием беспилотных летательных аппаратов. Похоже, что беспилотники стали активно применяться в Вооруженным Силах РФ и даже в ГИБДД. Пример использования этих беспилотников нашими ВС – Сирия. Все съемки ударов по объектам ИГИЛ, которые мы видим по телевизору, сделаны, как я понимаю, с наших российских беспилотников. Что у вас нового и интересного в этом направлении?

- Мы стоим на пороге беспилотной авиации. Я даже как-то употреблял термин «бесчеловечная» авиации. По сути, она такая и есть, в прямом и переносном смысле слова. Мы стоим на пороге новой эры, когда беспилотники будут использоваться практически везде. В некоторых странах их даже используют для доставки почты, пирожков и т.д. Это вполне реально и обыденно. Если же говорить о серьезных беспилотниках, то они выполняют длительные задачи на больших высотах (разведка или нанесение ударов). Эти беспилотники четко ранжированы: разведывательные, которые ведут разведку, специальные, которые занимаются радиоэлектронной борьбой, ударные и т.д.

Беседовали Сергей Ильин и Софья Черепанова.

Текст: Анна Рафаелян.