Об этом – в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказал Юрий Николаевич Кораблев, заместитель генерального конструктора ОАО «Бортовые аэронавигационные системы».

-Чем занимается ваше предприятие, и какие у вас новинки, что интересного вы производите?

-Наше предприятие образовалось на базе кафедр Академии Жуковского, после того как ее расформировали. Высокопрофессиональные люди собрались в единый коллектив, и была образована компания «Бортовые аэронавигационные системы».

-То есть это была частная инициатива?

-Да. Мы занимаемся разработкой оборудования, его совершенствованием, ищем новые решения, которые есть в мире,  для того чтобы применить лучшее для нас, для нашей родины, для армии.

-Академия Жуковского – это же военная академия и вы изначально, наверное, занимались системами для армии?

-Так и есть, и мы продолжаем это делать.

-Но и для гражданских тоже?

-Да.

-А какой процент для армии, какой для гражданских?

Чтобы сделать изделие для военных, нужно пройти более сложный путь, нежели при изготовлении изделия для гражданских. Потому что при разработке оборудования для гражданской сферы, как правило, есть покупатель и он говорит, удовлетворяет ли изделие его требованиям, потребностям, и после он готов его покупать.

Расскажите в какой момент покупатель «чувствует» вашу продукцию? К примеру, когда самолет взлетает, когда он садится?

Мы производим не только бортовое оборудование, но и оборудование для авианавигационного обслуживания, то есть оно и в аэропортах стоит. Наиболее сложный этап полета – это посадка. Именно здесь нужно предоставить как можно больше информации летчику, диспетчеру, о том, что происходит вокруг. И на сегодня есть инструменты, которые позволяют обнаружить вихревые следы, турбулентности, которые возникают в районе аэродрома, дать полную картину метеорологической обстановки. Во-первых, так мы повышаем осведомленность самого летчика, во-вторых, мы даем возможность избежать нехороших ситуаций, которые могли бы произойти с этим самолетом. Если летчик информирован, значит, он вооружен – может уйти на второй круг, прекратить взлет и так далее.

-Но все равно это не заменяет самого летчика? Это не автопилот?

-У нас в компании есть свой экспериментальный аэродром, который находится в районе Орловки, Тверская область, и зачастую коллеги говорят, что приходят летчики, летающие на Airbus и так далее, приходят в выходной день, чтобы полетать. Я всегда удивляюсь, ведь они и так летают, должны бы уставать от этого. Мне объяснили, что у них на работе просто нет чувства полета из-за того, что все настолько автоматизировано. Конечно, это сложный инструмент, конечно, им управляют профессионалы, но чувство полета они отнимают.

-Вы же оснащаете своим оборудованием не только лайнеры и самолеты. Недавно вы оснастили вертолетную площадку. Где это, что это за площадка?

-В мировой практике есть такое понятие – удаленное диспетчерское обслуживание. Есть аэродромы, на которых немного операций, посадок в течение дня, и держать там полную группу диспетчеров не имеет смысла, тем более сейчас есть средства видеонаблюдения, инфракрасного наблюдения. То есть можно собрать полностью информацию и передать ее на удаленное рабочее место.

-То есть фактически человек может сидеть дома?

-В специально оборудованном помещении, куда поступает информация, начиная от метеорологической и заканчивая тем, что он визуально видит. И, как это было продемонстрировано в Швеции, в городе Сундсвалль, в 150 км от аэродрома такое можно осуществить. Этот принцип мы переложили на нашу вертолетную площадку. Вокруг Москвы идет много военной стройки, развивается сеть вертолетных площадок Минобороны. И простое решение, которое позволило не держать постоянно группу руководства полетов, а дало возможность оперативно использовать вертолетную площадку, - это оснащение ее таким оборудованием. В центре может сидеть группа диспетчеров, которая будет все видеть, которые владеют информацией, о том, какая там погода, какая видимость, какие есть опасные явления.

-То есть человек с удаленным доступом видит все так, словно находится на месте?

-Да, верно. Тот же вертолет для госпиталя Вишневского. Есть понятие «золотого часа». И этот госпиталь находится вблизи нескольких федеральных трасс, поэтому никто не знает, когда может потребоваться оперативность.

-Получается, что вы не только военным помогаете, но и врачам – спасать наши жизни?

-Фактически так.

-Какое оборудование вы туда поставили? Оно полностью произведено в России?

-Мы стараемся в условиях импортозамещения, что сейчас очень актуально, использовать отечественное оборудование. Это сложный путь, потому что в электроннокомпонентной базе в России сложная ситуация, многих элементов просто не производят у нас. Но мы стараемся по максимуму использовать отечественную элементную базу, из нее создавать отечественное же оборудование и в дальнейшем оснащать и гражданскую сферу и военную. Для военных это наиболее актуально, нам везде говорят, что надо максимально использовать отечественные элементы. Мы к этому идем, но порой приходится отработанные ранее решения полностью переделывать.

-Главное, чтобы была отечественная «мозговая» база. Она у вас есть.

-Да. В компании работает 15 докторов наук, 35 кандидатов наук, один профессор, есть свой научно-технический совет, достаточно компетентный. Мы занимаемся и научно-исследовательской работой. Это позволяет принимать решения и создавать изделия, которые носят в себе инновационное начало.  

-Раскройте нам какие-нибудь секреты?

-Я могу сказать коротко лишь про то оборудование, про которое я вам рассказываю сейчас. Это оборудование позволяет повысить ситуационную осведомленность летчика или группы диспетчеров. Такое изделие нами и сейчас создается. В дальнейшем оно будет в нашей армии.

-И когда примерно этого ждать?

-Государственные испытания будут проводиться в 2017 году.

-Вы приняли участие в форуме «Армия-2015». Какие итоги?

-Скажу, что этот форум – форум профессионалов. Во-первых, было приятно встретиться со своими коллегами, друзьями, с  теми, с кем мы работаем в этой области. Во-вторых, было полезно принять участие в круглых столах. Интересно было узнать, кто и чего достиг.

-То есть эта была встреча друзей, а не конкурентов?

-Это была встреча профессионалов, но все же конкурентов. Однако это здоровая конкуренция, правильная. И только в такой конкуренции может родиться хороший продукт.

-Много у вас конкурентов на внутреннем рынке?

-Достаточно.

-Чем вы их опережаете?

-Мы стараемся идти в ногу со временем. У нас есть представители, которые работают в международных комитетах: ИКАО, РТС и т.д. Мы начинаем работать с оборудованием, когда для него еще международные стандарты разрабатываются. И с этого момента мы уже включаемся в работу, в том числе и в разработку самих стандартов.

-Сильно ли по вам ударили западные санкции?

-Я бы не сказал, что это как-то кардинально повлияло на нашу работу. Единственное, что мы пересмотрели, это подход к элементной базе, который мы используем.

-Многое ли пришлось менять?

-Достаточно. У нас было высокотехнологичное оборудование американского и французского производства, которое мы применяли ранее, а теперь, к сожалению, этого нет. Но сейчас в ногу со временем идет Китай. Я считаю, что это наши друзья, наши партнеры, они нас не бросят. Однако нельзя сказать о том, что введенные западные санкции отбросили нас на несколько лет назад. Всегда, когда мы работали на оборонку, мы старались идти путем минимального использования импортных комплектующих. Все это должно производиться в России, должен быть определенный запас.

-А с продажами за границу проблем не возникло?

-Сейчас проходят тендеры за рубежом, мы учувствуем в них и даже выиграли один из тендеров на поставку ветрового лидара, который отправится в Италию. Я не вижу тут никаких проблем.

-И запреты здесь не причем?

-Запреты тут не причем. Ведь речь идет о гражданском оборудовании. Тем более оно качественнее и дешевле. Почему бы им его не иметь?

-А ваше оборудование дешевле западных аналогов?

-Да, у нас есть такое оборудование.

-За счет чего достигается эта дешевизна?

-У нас есть опыт, и в области производства такого рода оборудования не многие компании в мире это делают. А мы делаем, мы продаем, нас знают. И тот, кто сейчас начнет с нуля он просто потратит время, ведь у нас уже серийное изделие.

-Помогает ли вам государство? И можете ли вы рассчитывать на такую помощь?

-Компания может заработать деньги всегда, если она этого хочет. И государство платит деньги за то, чтобы выпускалась продукция. Государство платит и за научно-исследовательские работы, мы этим тоже занимаемся. Все это мы делаем с удовольствием. Мы постоянно совершенствуем наши навыки, получаем определенные знания, которые в дальнейшем можно будет применить на практике.

-То есть существует госзаказ?

-Госзаказ есть. Он успешно работает. И в последние годы этому вопросу уделяется много внимания.

-Какие ваши изделия больше всего востребованы со стороны Министерства обороны РФ?

-Мы разрабатываем определенные системы, которые позволяют обеспечивать безопасность. Например, это изделия ТАВС – оборудование, которое позволяет летчику избегать столкновения с землей. Летчик видит рельеф, видит приближение к нему, информируется о том, что есть какая-то опасность. Это также всевозможное оборудование для метеорологического обеспечения: метеостанции, лидары, температурные профилометры. Такие вещи достаточно востребованы.

-Что такое лидар в двух словах?

-Лидар – это лазер, который осуществляет сканирование воздушного пространства вокруг себя и позволяет определять зоны турбулентности, зону вихрей и т.д. То есть он видит эту тонкую структуру, которая витает в воздухе.

-И другие самолеты тоже видит?

-Конечно. Этот сигнал отражается от самолетов, но это будет как помеха для его работы.

-Получается, что на самолетах, которые столкнулись над Боденским озером, не было такой системы?

-Нет.Там стояло оборудование TCAS – бортовая система предупреждения столкновений. В то время не была разработана процедура его использования.

-То есть, если бы ваше оборудование стояло на этих самолетах, столкновения можно было бы избежать.

Беседовали Илья Доронов и Игорь Барчугов. 

Текст: Анна Рафаелян.