Об этом в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции «Комсомольская правда» – программе «Открытым текстом», рассказал Станислав Карпенко, заместитель генерального директора ООО «Спутникс».

- "Спутникс" – это одна из первых частных космических компаний в России. Как вы оцениваете отечественную космонавтику в нашей стране вообще? Что изменилось за последние годы?

- «Спутникс» - действительно одна из первых частных космических компаний в России, которая занимается созданием космической техники. Частных компаний в области космоса в нашей стране достаточно много, но, в основном, это компании, которые занимаются операторством. Они занимаются связью, принимают спутниковые данные, занимаются разного рода наземными применениями спутниковых услуг и т.д. Наша компания создает именно космические аппараты. Такие компании как наша стали появляться 3-4 года назад. Сейчас их стало чуть больше.

- Если мы захотим полететь в космос, то за билетом к вам обращаться?

- Тут я бы разделял задачи, потому что есть компании, которые продают билеты в космос и занимаются пилотируемой космонавтикой, предлагают туристам слетать куда-нибудь. Мы же занимаемся автоматическими спутниками, то есть роботами, которые условно находятся на орбите и выполняют какие-то задачи.

- Но частная космонавтика, это один сектор?

Да.

- Ваша компания занимается разработкой малых космических аппаратов, малые спутники вы выводите на орбиту, расскажите , что это вообще такое, малый космический аппарат?

- Я бы разделил, опять же, по задачам, создать спутник – это одно, а вывести его на орбиту – другое. Малый спутник – это спутник, который может уместиться у вас на столе, его могут обслужить 1-2 человека, то есть собрать его, испытать, поднять его вдвоем, поднести к ракетоносителю, поставить его на специальный адаптер, подключить все необходимые провода, и он готов к вылету.

- То есть он прост в обслуживании?

- Это лишь одна его особенность.

- А какие другие?

- Ключевое достоинство МКА заключается в том, что спутник можно запустить в качестве попутной полезной нагрузки. То есть если летит большая ракета-носитель , как правило, она запускает большой мощный спутник и в ней всегда остается немножко свободного места, какие-то резервы, которые нечем заполнить. Туда могут положить песок, или какие-то балласты. С недавних пор стало возможным запускать МКА массой до 100 кг. Такой спутник можно относительно легко адаптировать к ракета-носителю и запустить его на ту же орбиту, куда летит основная полезная нагрузка. Соответственно, это удешевляет как минимум запуск и дает вам возможность запустить ваш спутник быстрее. Летит очередная ракета, и вы можете за полгода договориться и адаптировать ее.

- А есть очередь?

- Да, запуск в космос – это всегда узкое место для любого космического проекта. Вы можете создать космический аппарат и он пролежит 20 лет в ожидании своей очереди. Малый спутник в этом смысле гораздо лучше. Есть компании, которые зарабатывают на запусках попутных маленьких спутников.

- А какой функционал у этих маленьких спутников?

- Первый советский искусственный спутник земли можно считать малым спутником. То есть малый спутник массой до 100 кг. Можно по-разному классифицировать эти космические аппараты. Малость подразумевает не только его маленькую массу, но и относительную простоту и некую идеологию, которая заложена в его создании. Это означает, что спутник создан из каких-то стандартных компонентов и создан он в лабораториях, которые не предназначены для спутникостроения. Создается он, как правило, для решения каких-то технологических задач, образовательных, либо учебных. И только относительно недавно малые спутники стали приобретать какую-то серьезную роль.

- Спутник попадает на орбиту, и что он дальше там делает?

- Самыми распространенными задачами являются съемки земли с космоса, так же как и для больших аппаратов, правда малые спутники занимают свою нишу в этой области. Кроме того, это технологические космические аппараты и, прежде чем, запустить большой аппарат, проверяют какие-то отдельные узлы, материалы, приборы.

- Очень большой сектор – это образовательные проекты. Школьники или даже студенты создают спутники и запускают их в космос.

- Мы в первой части программы обсуждали конфликт между Россией, Турцией, НАТО. Нас обвиняют в том, что мы нарушаем воздушное пространство. Фотографий, соответственно, никто не предъявляет. Ваши спутники могли бы послужить в некотором роде судьей?

- Здесь большее значение имеет не величина спутника, а количество спутников, которые находятся на орбите. Чтобы следить за какой-то областью как можно чаще, нужно как можно чаще над ней пролетать. В идеале хорошо бы висеть над ней и постоянно наблюдать. Но, к сожалению, те спутники, которыми мы занимаемся и вообще малые спутники, они, как правило, запускаются на низкие околоземные орбиты. Это означает, что спутник летит вокруг земли и, например, над Москвой, или каким-то другим городом он появляется несколько раз в день, пролетая в течение 10 минут от горизонта до горизонта. Все, что он успеет за это время заснять, то и будет вашим. Но, если таких спутников будет много, один может улететь, за ним может появиться следующий, тогда будет возможность наблюдать за какой-то областью постоянно.

- А вы к этому идете?

- Конечно, вопросы создания спутниковых группировок – это отдельная интересная тема, и мы бы очень хотели ее развивать. Но здесь есть ограничения. Одно дело пустить спутник в качестве попутной полезной нагрузки, когда же речь идет о группировке, то здесь уже нужна целая «груздь» спутников на ракета-носителе, либо нужно запускать их по очереди. Может так получиться, что пока вы запустите очередной такой попутный спутник, то первый, который вы запустили, уже может выйти из строя.

- Но если в интересах восстановления справедливости по отношению к собственной стране, то можно запустить и всю ракету, начиненную такими спутниками?

- Да, есть такие проекты. У наших американских партнеров, тех, кто занимается космическими исследованиями и передовыми исследованиями в области создания космической техники есть проекты, где они создают спутник быстрого реагирования, целую группировку. Пришла задача срочно пронаблюдать какую-то территорию, там специалисты бегут на склад, берут определенные приборы, камеру, в первую очередь, ради чего спутник запускается, и все, что нужно для ее работы в космосе: система электропитания, бортовой компьютер, солнечные батареи и т. д. Все это они быстро собирают, делают десяток таких спутников, ставят их на ракету, которая стоит на боевом дежурстве специально для этих целей и запускают. В течение буквально нескольких дней они заявляют, что могут выпустить такую систему чтобы пронаблюдать за какой-то территорией. Но пока этот проект у них до конца не реализован, он сейчас находится на первых этапах летных испытаний.

- Коммерциализация такой важной отрасли как космонавтика , не думаете, что повредит качеству отрасли?

- Каждый должен заниматься своим делом, государственные компании должны решать государственные задачи, и никто из частников не претендует на решение этих задач. Частник в ближайшее время не сможет создать большой спутник, который способен решать самые разные задачи. Мы хотим решать свои узкие, нишевые задачи, где могли бы неплохо дополнить государственные компании. Прежде всего, это отработка новых технологий, это образование, и это какие-то научные задачи, которые иногда проще решать с помощью маленьких спутников.

- Аварий и каких-то недоразумений будет меньше, если каждый будет действительно заниматься своим делом.

- Да, аварии – это огромные денежные затраты, люди переживают, когда их ракеты падают, поэтому мы хотим только дополнить государственную систему своими услугами.

Беседовали Софья Черепанова и Аббас Джума.

Текст: Анна Рафаелян