В течение 16 декабря в районе южнее и юго-восточнееЧЕРКАССЫ наши войска с боями заняли ряд населённых пунктов и среди них крупныенаселённые пункты ВЕРГУНЫ, ЧЕРНЯВКА, НОВОСЕЛЬЦЫ, РУБЛЁВКА.

На КИРОВОГРАДСКОМ направлении наши войска отбили контратаки пехоты и танковпротивника и в ходе боёв овладели несколькими населёнными пунктами.

Южнее МАЛИНА (северо-западнее РАДОМЫШЛЯ) наши войска вели бои по улучшениюзанимаемых позиций и выбили противника из нескольких населённых пунктов.

На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётнаяперестрелка.

В течение 15 декабря наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 37немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 100самолётов противника.

*  *  *

Южнее и юго-восточнее Черкасс наши войска сломили сопротивление противника изаняли ряд населённых пунктов. В боях за эти пункты уничтожено более 400немецких солдат и офицеров, подбито 4 танка, самоходное орудие и 9 полевыхорудий. Захвачены трофеи, в том числе 45 пулемётов и 10 автомашин. На другомучастке противник, стремясь вернуть занятый вчера нашими частями населённыйпункт, предпринял контратаку. Встреченные сильным огнём, гитлеровцы вынужденыбыли отступить.

Наши лётчики при налёте на железнодорожную станцию Смела взорвали воинскийэшелон противника.

*  *  *

На Кировоградском направлении немцы, пытаясь остановить наступление советскихвойск, предприняли ряд ожесточённых контратак. Наши войска отбили контратакитанков и пехоты противника и с боями заняли несколько сильно укреплённыхнаселённых пунктов. Части Н-ского гвардейского соединения истребили до 500вражеских солдат и офицеров, уничтожили 7 немецких танков и 2 бронетранспортёра.На другом участке немцы бросили в контратаку 25 танков и батальон пехоты. Нашиартиллеристы и танкисты, находившиеся в засаде, подпустили гитлеровцев наблизкое расстояние, а затем открыли огонь. На поле боя осталось 9 сожженных и 6подбитых немецких танков. Пехота противника попала под огонь наших стрелков иоткатилась на исходный рубеж.

*  *  *

Южнее города Малин (северо-западнее Радомышля) части Н-ского соединениявыбили противника из нескольких населённых пунктов и улучшили свои позиции.Немцы неоднократно бросались в контратаки, но были отброшены. В этом боюуничтожено до 800 вражеских солдат и офицеров, 2 самоходных орудия, 7бронетранспортёров и несколько шестиствольных миномётов. На другом участкегитлеровцы пытались переправиться через водный рубеж. Артиллерийским иминомётным огнём пехота противника была рассеяна и частью уничтожена.

*  *  *

На Чёрном море потоплен танкер противника водоизмещением в 3 тысячи тонн.

*  *  *

Несколько партизанских групп, действующих в одном из районов Ровенскойобласти, взорвали три железнодорожных моста. Через неделю немцы восстановилиодин мост, но партизаны вновь взорвали его. В боях с противником советскиепатриоты уничтожили более 120 гитлеровцев. Отряд киевских партизан заминировалбольшой участок шоссейной дороги. На минах взорвалось 8 грузовых и одна легковаяавтомашины. Убито несколько десятков вражеских солдат и офицеров. Среди убитыхобнаружен труп немецкого полковника. Всего за короткий срок на этой шоссейнойдороге партизаны истребили до 200 немецких захватчиков.

*  *  *

Западнее Кременчуга в полном составе сдалась в плен 6 рота 849 полка 282немецкой пехотной дивизии. Пленный лейтенант Гайль сообщил: «Мы занималиоборону, когда русские обошли с фланга и внезапно атаковали нас. Растерявшиесясолдаты вопросительно смотрели на меня, не зная, что делать. Трезво оценивобстановку, я понял, что сопротивление бесполезно, и сказал: «Сдавайтесь вплен!» В начале войны я ни при каких условиях не допустил бы даже и мысли окапитуляции. Но с тех пор произошли большие перемены. Первый сокрушительный ударрусские нанесли немецкой армии зимой 1941—42 г.г. Мне тогда тоже досталось: яотморозил ноги. Потом разразилась сталинградская катастрофа. Нынешним летом изатем осенью мы терпели одно поражение за другим. Я понял, что немецкая армияпроиграла не одну битву, мы проиграли восточный поход в целом. Катастрофанеизбежна, и никакие усилия уже не помогут изменить ход событий. Отдавая своимсолдатам приказ сложить оружие, я хотел сохранить им жизнь, избежать лишних иненужных жертв».

Унтер-офицер Хаас той же роты, сдавшийся в плен на несколько часов раньше,чем вся рота, рассказал: «Я предложил своему отделению сдаться в плен. Никто невозражал. Все 9 человек сложили оружие: ручной пулемёт, 3 револьвера, 5карабинов, 20 ручных гранат и 6 ящиков с патронами».

На том же участке сдалась в плен группа немецких солдат из 7 роты 849 полка.Обер-ефрейтор Цинглер заявил: «Седьмой роте не удалось удержать свои позиции, иона в беспорядке отошла. Группа солдат решила остаться в окопах. Когда подошлирусские, мы подняли белый флаг и сдались в плен».

*  *  *

Гитлеровские мерзавцы согнали на хутор Равностолье, Запорожской области,мирных жителей для того, чтобы насильно отправить их на каторжные работы вГерманию. Заметив приближение разведчиков Красной Армии, немцы вывели советскихграждан на окраину хутора и расстреляли их из автоматов. От рук фашистскихпалачей погибли 54 человека. Родственники и знакомые опознали среди убитыхФёдора Мелащенко и Ивана Мищенко — жителей хутора Ново-Ивановка, Василия Броцкихиз села Бобрищево, Ивана Лютого из села Успеновка и других жителей. Приотступлении из села Андреевка той же области немецко-фашистские изверги загналив сарай 13 советских граждан и живьём сожгли их. В огне погибли Мария Иваненко,Анна Куш, Мария Дузь, Прасковья Иващенко, Владимир Ярош и другие жителисела.