Арбитражный суд Москвы постановил вернуть акции "Башнефти" государству. Иск Генпрокуратуры РФ к АФК "Система" и "Система-инвест" полностью удовлетворен. "В течение пяти рабочих дней будет подготовлено решение в полном объеме и размещено на сайте суда в течение пяти рабочих дней", - отметила судья Ольга Александрова. Суд огласил только резолютивную часть решения. Причины, по которым инстанция приняла такое постановление, будут известны позднее.

Напомним, в апреле 2014 года Следственный комитет возбудил уголовное дело о незаконной продаже "Башнефти". В рамках этого расследования были арестованы акции нефтяной компании, принадлежащие АФК "Система". К уголовной ответственности привлечены экс-глава "Башнефти" (сын экс-президента Башкирии) Урал Рахимов, предприниматель Левон Айрапетян и председатель совета директоров АФК "Система", один из богатейших бизнесменов России Владимир Евтушенков.

По версии следствия, в 2009 году акции были куплены по заведомо заниженной цене. На заседании Мосгорсуда следователь Алексей Весельев указал, что компания "Башнефть" была продана АФК "Система" на 500 миллионов долларов дешевле ее справедливой стоимости.

 

Дежавю

 

Общество тут же припомнило дело ЮКОСа - крупнейший иск за всю 60-летнюю историю существования Европейского суда по правам человека. Темная история началась еще в 90-х.

Компания была сформирована в 1993 году на базе государственных предприятий. В 1995–1996 годах государство приватизировало ЮКОС, и компания вышла на международный рынок. Спустя 7 лет власти РФ обвинили руководство в экономических преступлениях. Претензии налоговых органов РФ были связаны со сделками по продаже нефти и нефтепродуктов между ЮКОСом и 21 организацией. В результате на компанию были наложены крупнейшие в российской истории штрафы и пени. Их общая сумма за 2000–2003 годы составила 582 млрд рублей, а с учетом претензий к дочерним обществам — 703 млрд рублей или почти 25 млрд долларов по тогдашнему курсу. По данным «ЮКОСа», налоговые претензии за 2004 год значительно превысили выручку компании. После этих событий акции ЮКОСа сильно упали в цене. Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Алексей Пичугин – основные владельцы компании - были арестованы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов.

Третейский же суд в Гааге счел, что Россия нарушала Энергетическую хартию, фактически признал нефтекомпанию экспроприированной и обязал Россию выплатить акционерам 50 миллиардов долларов, а также судебные издержки в 65 миллионов долларов. Истцы утверждали, что государство получило прямую выгоду от банкротства ЮКОСа.

Но минюст России решил не отступать и накануне направил в Европейский суд по правам человека аргументированную жалобу на постановление о выплате Россией бывшим акционерам НК "ЮКОС" 1,86 млрд евро в качестве компенсации.

"В соответствии с положениями статьи 43 Конвенции о защите прав человека и основных свобод министерство юстиции РФ направило в ЕСПЧ мотивированное ходатайство о передаче на рассмотрение Большой палаты Европейского суда и пересмотре ранее принятого нижестоящей инстанцией ЕСПЧ постановления по делу "ОАО "НК "ЮКОС" против России" о взыскании с РФ в пользу бывших акционеров указанной ликвидированной компании свыше 1,8 млрд евро", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

 

Наследие «лихих»


А ведь та самая Энергетическая хартия подписывалась еще премьером Виктором Черномырдиным в 1994 году, но после этого так и не была ратифицирован парламентом.

Оба эти процесса, что с ЮКОСом, что  с «Башнефтью»  -  прямое наследие общероссийского бардака «лихих» 90-х, когда на многие сделки закрывались глаза, а договоры и конвенции подписывались совершенно безо всякого анализа возможных последствий. Хоть на пятилетку вперед, если есть мотивация на сегодня. Если считалось, что каким-то способом бумажка поможет  привлечению инвесторов в Россию, она также подписывалась.

"Причем подписание многих бумажек активно лоббировалось олигархическими группами, которые надеялись извлечь из этого свою выгоду", - пишет бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов в Forbes.

Аукнулся бардак аж спустя 24 года, когда возможность предъявить требование к России о незаконной экспроприации , заложенная в Энергетической хартии, была успешно использована. Как итог, вместо инвестиций Российская федерация получила потенциальную «дыру» в бюджете в размере 50 миллиардов долларов. 

Марина Староверкин