Эксперты полагают, что больнее всего запрет ударит по строительной спецтехнике и поставкам самолетов, тогда как для металлургии или автопрома эффект вряд ли будет большим. Обойти ограничения можно, но для этого придется доказать, что товар не выпускается в РФ.

 

Чем богаты

 

В Минэкономики пояснили, что мера коснется организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. При этом в документе не указаны конкретные госкомпании, но есть привязка к перечню ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства. "Ограничение будет реализовано через рекомендации представителям государства в советах директоров госкомпаний",— пояснил собеседник "Коммерсанта", подчеркнув, что такой механизм не будет противоречить нормам ВТО.

В декабре 2013 года премьер Дмитрий Медведев предлагал ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза и поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката. В марте Алексей Рахманов, на тот момент заместитель главы Минпромторга, заявлял, что механизм ограничения закупок импортных автомобилей госкомпаниями "точно заработает в этом году". В июле государство ввело запрет на муниципальные и государственные закупки иномарок (кроме тех, у которых нет аналогов). А 25 сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания готова довести уровень импортозамещения по трубам большого диаметра (ТБД) до 100%.

Ограничения могут быть призваны улучшить торговый баланс России, который в последние месяцы в значительной степени поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины. Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с $2,1 млрд в первом полугодии 2013 года до $6,3 млрд в первом полугодии 2014 года, он обеспечил фактически 40% всей прибавки положительного сальдо торговли РФ.

Кроме всего прочего, запрет должен коснуться и иностранного софта. Обсуждение перспектив перехода с иностранного на отечественное ПО началось с запланированного Минкомсвязи перевода технологических сервисов электронного правительства с продуктов Oracle, IBM и Microsoft на свободное ПО. В июле текущего года в Кремле при участии профильных ведомств работали над определением критериев "российского происхождения" софта. В августе стало известно, что разработкой российской операционной системы займутся РЖД и Росатом.

Позднее глава Минкомсвязи Николай Никифоров предложил формировать фонд поддержки отечественных производителей софта за счет отмены льготного НДС на продажу ПО. По замыслу Никифорова, фонд будет пополняться за счет десятипроцентного сбора, которым будут облагаться продажи лицензий на софт в России. Эти средства должны пойти на создание "критичных для страны" десяти программных продуктов, в том числе мобильной операционной системы, системы управления базами данных, офисных приложений. Объем субсидий компаниям, которые займутся разработкой этого ПО, может составить 100-120 млрд рублей за десять лет, оценивал Николай Никифоров.

Позже замминистра экономики Олег Фомичев заверил, что правительство не поддерживает эту идею, так как предполагаемый сбор может стать дополнительным налоговым платежом, который будет переноситься на потребителя и снизит прибыльность компаний.

В октябре после встречи с представителями отрасли глава Минкомсвязи высказался против запретов на закупку зарубежного софта при наличии российских аналогов. По его мнению, это нецелесообразно и может привести к закрытию иностранного рынка для российских производителей, а развивать российский софт нужно таким образом, чтобы заказчики сами захотели его покупать.

 

Пути обхода

 

Как сообщает издание, в госкомпаниях к запрету отнеслись довольно спокойно, озаботившись разве что ограничениями на специализированную технику и надежность российской продукции. "КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения,— говорят в "Транснфети".— Для кого-то в Москве выбор между "Волгой" и "Мерседесом" — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти". В "РусГидро" сообщили, что приобретают не технику, а транспортные услуги на автомобилях российской сборки, услуги на спецтехнику зарубежного производства закупаются, только если нет российских аналогов. В "Ростехе" сообщили, что поддерживают решение правительства. Однако, например, источник "Коммерсанта", близкий к совету директоров "Аэрофлота", считает, что такое вмешательство в коммерческую деятельность перевозчика может снизить его капитализацию.

Между тем, у госкомпаний останется еще одна лазейка для обхода директивы, помимо отсутствия аналогов техники в России (последнее будет эффективно для продукции тяжелого машиностроения). По данным Минпромторга, запрет не коснется лизинговых схем. 

 

   Ника Бажанова