24 апреля в Москве открылся Третий евразийский антикоррупционный форум под названием «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции».

Коррупция, или говоря по-русски, «мздоимство и лихоимство» испокон веков существовали на Руси и прошли долгий исторический путь вместе с нашим государством.  Это вечная беда не только России, но и наших ближайших соседей. Проблемы коррупции  обретает новый масштаб и особую остроту в свете актуальной евразийской интеграции и создания Евразийского экономического союза. Проще говоря, общее  экономическое  пространство означает и общие проблемы.

 

Евразийская антикоррупционная интеграция

 

Как известно, в 2014 году планируется завершить масштабную работу по созданию системообразующего международного документа будущего Евразийского экономического союза  подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе. Проект договора о ЕЭС должен быть готов к маю 2014 года, а сам экономический союз должен заработать с 2015 года.

Участников форума приветствовал  на пленарном заседании спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

Форум собрал около 300 участников из 20 стран - Абхазии, Болгарии, Ирана, Китая, Албании, Казахстана, Белоруссии и других.

Сергей Нарышкин неоднократно заявлял, что евразийская интеграция не должна быть локальной - на уровне политики и экономики, а должна строиться также на взаимодействии в сфере образования, культуры, науки, на информационном и экологическом сотрудничестве, кроме того, он подчеркивал и важность работы над вопросами унификации законодательства.

Как считают, со своей стороны, организаторы форума, одна из основных задач государственной политики стран евразийского региона - консолидация усилий и выработка новых подходов в борьбе с коррупцией.

Форум собрал около 300 участников из 20 стран - Абхазии, Болгарии, Ирана, Китая, Албании, Казахстана, Белоруссии и других, а также представителей международных организаций, таких как Международная антикоррупционная академия, Венецианская комиссия, Совет Европы и хорошо известная Transparency International.

 

Близкие соседи  – общие беды

 

Наши главные партнеры по Таможенному и Евразийскому союзам Белоруссия и Казахстан не понаслышке  знакомы с явлением коррупции.

22 апреля Александр Лукашенко, во время выступления с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Белоруссии, заявил, что коррупция «поразила строительную и другие отрасли белоруской экономики, а среди белорусской бюрократии процветает кумовство». Он пригрозил коррупционерам тюрьмой и невозможностью дальнейшего трудоустройства.

Лукашенко: "Белоруссия должна показать пример, как бороться с коррупцией".

"Белоруссия должна показать пример, как бороться с коррупцией", - объявил Лукашенко. До конца года в Белоруссии должна начать работать новая система антикоррупционных мер, в их числе "дебюрократизация" - сокращение персонала и несвойственных госорганам функций. 

Коррупция в Казахстане также  широко известна во всем мире. В 2004 Transparency International отвел Казахстану 122 место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных, что означает «безудержную коррупцию».

Тогда Президент Республики Нурсултан Назарбаев объявил войну коррупции и приказал принять «10 мер против коррупции» для борьбы с коррупцией на всех уровнях государства и общества. Однако и сейчас  Казахстан на 140-е место по уровню коррупции по версии все той же неугомонной Transparency International.

 

Научный подход

 

Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член РАН,  академик, вице-президент РАН, рассказала о научном осмыслении коррупционных схем и антикоррупционных стандартов. Институт законодательства и лично Талия Хабриева ведут работу по обеспечению единства ценности правовой системы и теоретических проблемах коррупции.

Однако теорией дело не ограничивается, Хабриева предлагает внести изменения в Уголовный и Гражданский кодекс РФ. Например, проводить изъятие материальных ценностей, законное происхождение которых не доказано. Также внедрять новые технологии и интегрироваться в международную правовую систему, не забывая при этом о защите национальных интересов.

 

 Асылбек Смагулов

К 2015 году антикоррупционная система Казахстана достигнет уровня международных стандартов.

Взгляд из Азии

 

Директор государственного учреждения «Институт законодательства Республики Казахстан» Асылбек Смагулов рассказал о казахстанском опыте и применении антикоррупционных  технологий в Республике Казахстан.

Смагулов  подчеркнул, что в 1998 году Казахстан стал  одной из первых стран СНГ, которая провозгласила одним из своих главных принципов  борьбу с коррупцией.

По его словам, в республике уделяется особое внимание формированию профессионального государственного аппарата. Многое решают кадры и система управления ими, считают наши евразийские партнеры,  показательно и то, что в Казахстане принят «Кодекс  чести государственных служащих».

К 2015 году антикоррупционная система  Казахстана достигнет уровня международных стандартов, заверил Асылбек  Смагулов. Возможно, тогда и Transparency International  выделит республике более достойное место в своем «корррупционном» рейтинге.

 

Уроки истории

 

 юрий чиханчин

Иван Грозный был наиболее эффективным борцом с коррупцией.

Не обошлось и без обращения к истории. Юрий Чиханчин, руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу, упомянул фигуру Ивана Грозного, который считается наиболее эффективным борцом с коррупцией. Наказанием за взяточничество в годы его царствования была смертная казнь. Конечно, такие крайние меры пока никто применять не собирается. Чиханчин всего лишь предложил объединить усилия системы борьбы с нелегальным отмыванием доходов и системы борьбы с коррупцией, так как они, по его мнению, имеют общие стандарты и могут эффективно друг друга дополнить в борьбе с этой, без всякого сомнения, преступной деятельностью.

Также он посетовал на то, что 30% организаций некредитного сектора находятся вне внимания антикоррупционных ведомств, а 20 % данных, которые получает Росфинмониторинг искажены и не соответствуют действительности.

 

Панацеи нет

 

Так или иначе, все выступавшие были едины во мнении, что универсального рецепта, который избавит от коррупции нет, но есть система эффективных мер в борьбе с ней.

Важно менять само отношение к коррупции, повышая чувство ответственности граждан.

В Казахстане, например, со всей прямотой предлагают оценивать коррупцию как «измену Родине».  По сути, так оно и есть. В свете евразийской интеграции,  это еще и измена Евразии.

 

Дарья Андреева