12 ноября - дата официального открытия переправы. В тот день министры транспорта России и Украины Игорь Левитин и Георгий Кирпа в присутствии президентов двух стран Владимира Путина и Леонида Кучмы подписали соглашение об организации железнодорожно-паромного сообщения "Кавказ-Крым".

 

Берег левый, берег правый

 

Керченский пролив соединяет Азовское и Черное море. Западный берег -  Керченский полуостров Крыма, восточный - Таманский полуостров. 

Постоянная паромная переправа через пролив открылась еще в 1954 году. На косе Чушка (Краснодарский край) были построены железнодорожная станция и порт "Кавказ", на окраине Керчи - железнодорожная станция и порт "Крым". Расстояние между портами составило около 5 км, что на целую тысячу километров короче сухопутного маршрута.

За 35 лет паромы и подъездные сооружения так износились, что перевозки сначала пассажирских, а потом и грузовых составов пришлось приостановить. В 2004 году железнодорожно-паромное сообщение из порта "Кавказ" в порт "Крым" было восстановлено, но только для перевозки грузовых поездов. 

"Начало движения на паромной переправе - это конкретный шаг в реализации Концепции интеграции транспортных систем России и Украины. Давайте сделаем так, чтобы этот паром никогда не останавливался", - заявил тогда премьер-министр Украины Виктор Янукович.

 

Лето 2014

 

Паром не остановился, чего не скажешь о "концепции интеграции транспортных систем России и Украины". После вхождения Крыма в состав РФ Керченская переправа потеряла международный статус и стала основным транспортным коридором между полуостровом и материком. В курортный сезон паромная переправа была полностью переориентирована под перевозку на паромах пассажиров и пассажирского автотранспорта.

С 1 августа через пролив на железнодорожном пароме стал переправляться пассажирский поезд "Москва - Симферополь - Москва". 12 августа из-за загруженности переправы схема движения изменилась: поезда в обоих направлениях доставляют пассажиров только до станций Керченской переправы, затем пассажиры переезжают на пароме на другой берег, где садятся в другой состав. Сами поезда через пролив не переправляют.

В пик сезона 2014 года на переправе работали восемь грузопассажирских паромов. Сейчас же в рейс выходят от 3 до 6 паромов в день. Еще два парома курсируют от порта "Кавказ" до Керченского рыбного морского порта. 

 

Креченский мост

 

В сентября в Краснодарском крае начались работы по возведению моста через Керченский пролив. Если верить министру транспорта РФ Максиму Соколову, 19-километровый транспортный переход появится к 16 декабря 2018 года.

Министр заверил, что мощностей инфраструктуры будет достаточно для железнодорожной и автомобильной связи. "Это будет двухпутная электрифицированная дорога, на всем протяжении по своей мощности и провозной способности соответствующая, например, дороге Транссиб сегодня. То есть она может пропускать порядка 100 миллионов тонн грузов в год и достаточное количество пассажирских поездов", – приводит слова Соколова "Интерфакс".

Сейчас же по большей части судьба переправляющихся зависит от погодных условий. Сегодня погода благоволит, и в очереди в Керченском рыбном морском порту, откуда отходят грузовые фуры на материк, стоят всего 200 машин. Две сотни грузовиков - это, как отмечает Единая транспортная дирекция, ситуация нормальная, "штатная".

 Марина Староверкина