В Общественную палату обратилась инициативная группа добросовестных приобретателей квартир в районе Щербинка, которых московские суды выселяют на улицу. Департамент жилищной политики самоустранился от решения этой проблемы, а отдельные его сотрудники предлагают жильцам сделку: заплатить еще от 2 до 5 миллионов, и выселение не случится.

Инициативная группа объединяет жителей 250 квартир домов № 8, 18, 26 по улице Маршала Савицкого и домов № 15 и 17 по улице Брусилова в столичном районе Щербинка. Они были вынуждены начать борьбу за соблюдение своих прав, когда внезапно выяснилось, что предыдущие собственники жилплощади, у которых они приобрели квартиры, были мошенниками и подставными лицами.

Дома были построены в 2009 году, и хотя первоначально они предназначались Министерству обороны, были затем переданы городу Москве. И каким-то непонятным образом вышло, что две с половины сотни квартир в этих жилых домах приобрела группа жуликов, которые выдавали себя за военнослужащих.

В квартирах этих они жить не стали, а быстро продали их самым разным гражданам, которые были безусловными добросовестными приобретателями. Однако вдруг, четыре года спустя, в 2013 году, добросовестность приобретения ими квартир была поставлена под сомнение.

Почему Департамент жилищной политики спохватился только в прошлом году? Чем занимались многочисленные государственные контрольные органы все предшествующие годы? Куда исчезли, в буквальном смысле слова рассосались мошенники-псевдовоеннослужащие?

Вопросы можно множить до бесконечности. Но несколько сот московских жителей тем временем просто-напросто выселяют на улицу, и они не желают с этим мириться. Создали инициативную группу, пишут во все инстанции, наконец, добрались до Общественной палаты.

«Департамент по жилищной политике пытается переложить свои недоработки, а может быть, преступления на плечи граждан и сделать их ответственными».

Там был организован круглый стол, посвященный этой серьезной проблеме. Вела заседание председатель Комиссии Палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. И она сформулировала суть дела предельно ясно: «Государство в лице Департамента по жилищной политике пытается переложить свои недоработки, а может быть, преступления отдельных чиновников на плечи граждан и сделать их ответственными».

На заседание были приглашены представители всех ведомств, имеющих отношение к этой кризисной ситуации. Однако жилищный департамент прислал не кого-то из руководителей, занимающихся квартирным вопросом, а юриста Татьяну Ткаченко.

Госпожа Ткаченко немедленно стала переводить все стрелки на суды. Дескать, департамент не может давить на правосудие, они сами никого никуда не выселяют, признать или не признать кого-либо добросовестными приобретателями жилья не имеют права, а как суд решит, так и будет.

Кроме того, по словам дамы-юриста, «масштабы бедствия сильно преувеличены» инициативной группой, так как суд пока принял решение о выселении только из 19 квартир, и лишь одно из этих решений вступило в силу, но и оно до сих пор не исполнено. Остальных пока еще не трогают.

В то же время, продолжила представитель Департамента, против первоначальной группы мошенников возбуждены уголовные дела, и якобы именно им предлагают сделку: пусть они еще раз заплатят за квартиру по минимальной рыночной стоимости – те самые 2-5 миллионов рублей – и тогда никакого выселения не будет.

«Или платите, или мы вас выселим».

Госпоже Ткаченко немедленно возразил глава инициативной группы Вячеслав Нечаев. Он сообщил, что вовсе не к мошенникам, выдававшим себя за военнослужащих, а к нему и его товарищам по несчастью обратился один из чиновников жилищного департамента: или платите, или мы вас выселим. Но платить второй раз за уже купленные квартиры жильцы не хотят. Да многие и не могут, нет у пенсионеров и матерей-одиночек нужных миллионов рублей…

Наконец, что касается юридической стороны дела, то адвокаты инициативной группы, которые одновременно являются пострадавшими, сомневаются в объективности и незаинтересованности судов и конкретных судей. Более того, адвокаты подозревают, что судьи тесно связаны с Департаментом жилищной политики. И даже намекают на возможность корыстной заинтересованности.

Мол, чиновники упустили 250 квартир из своих рук, которые фактически были украдены, и теперь пытаются возместить убытки за счет тех, кто сегодня в этих квартирах живет: пусть заплатят по второму кругу под угрозой выселения. А людские судьбы чиновников не волнуют.

Насколько обоснованными были все эти подозрения и обвинения, понять невозможно, надо подробно вникать во все детали и разбираться. Госпожа Разворотнева упрекнула чиновников Департамента жилищной политики за то, что они уклоняются от диалога с пострадавшими, а присылают и таким образом «бросают на амбразуру» женщину-юриста, которая не может нести ответственность за решения ведомства.

По мнению главы Комиссии ОП по местному самоуправлению, надо в первую очередь думать о людях, а не о формальной юридической чистоте зачастую бесчеловечных решений. Светлана Разворотнева пообещала инициативной группе, что не она лично, а Общественная палата обратится и в Прокуратуру Москвы, и к мэру Собянину, и в Совет по правам человека при президенте с требованием решить этот злополучный квартирный вопрос по справедливости. Собственно говоря, это все, что может сделать орган, представляющий гражданское общество.

 

Николай Троицкий