С начала февраля ряд областей лишились электричек: кто-то частично, кто-то полностью. Объяснялось это просто: регионы порядочно задолжали РЖД, "полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели". И оказались правы: уже 4 февраля президент РФ Владимир Путин потребовал от Минтранса немедленно восстановить отмененные маршруты пригородных поездов. "Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?" - возмутился он. В итоге движение было восстановлено, не дожидаясь формальных решений, в том числе "провода через парламент или решения правительства". Перевозки восстановили, а проблемы остались. Совет Федерации проодит совещание с участием Минтранса и РДЖ.

 

Призвать к отставке!

 

Одним из регионов, пострадавших от отмены электричек стал Вологодский. И несмотря на то, что пригородные поезда вернулись на железную дорогу в считанные дни, население вышло на митинг в знак протеста против действий РЖД. Дело в том, что вернусь старые электрички уже с новыми тарифами и графиком.

Более ста человек на митинге потребовали заморозить цены на электрички и призвать к отставке губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова и главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Кроме того, региональные власти, по мнению участников акции протеста, должны вернуть льготы на проезд в пригородных поездах для студентов, ветеранов, пенсионеров, а также членов многодетных и малообеспеченных семей. 

Сразу после решения о возобновлении движения электричек в Вологодской области тарифы на проезд для населения увеличились почти в 2,5 раза - с 2,2 до 5,2 рублей. Вероятно, таком образом Вологодская область решила сократить свой долг перед перевозчиком в 728 млн рублей.

 

Беспрецедентные способы экономии

 

Ради закрытия дыр в бюджете РЖД готовы идти на самые казалось бы нереальные меры. Так сенатор от Кировской области Олег Казаковцев заявил, что в их регионе запустили "хозяйственные вагоны", в которых едут 10 человек". В итоге дети не могут уехать в школу, а "родители ломом пытаются открыть двери". По словам сенатора, люди не понимают, что происходит. Он также подчеркнул, что в Кировской области плата за пользование железнодорожной инфраструктурой для региона в текущем году была увеличена с 3 до 74 миллионов рублей.

 Еще один способ возмещения убытков - увеличения штрафа для безбилетников. Накануне Комитет Госдумы по транспорту единогласно поддержал такой законопроект. 

Сейчас, согласно Кодексу об административных правонарушениях, штраф за безбилетный проезд для пассажиров пригородных электричек составляет 100 рублей, для пассажиров поездов дальнего следования – 200 рублей. Если поправки в закон будут приняты, штрафы в электричках составят 50-кратную величину тарифа на одного взрослого пассажира на расстояние 10 км, в поездах дальнего следования – 5-кратную стоимость тарифа на расстояние 100 км. А при отказе безбилетного лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.

По замыслу разработчиков, проект федерального закона позволит не только минимизировать убыточность пассажирских перевозок, но и обеспечить безопасность пассажиров, купивших билет и находящихся в поезде на законном основании. «Факт нахождения лица без билета при проезде железнодорожным транспортом создает угрозу для других пассажиров, так как это лицо сознательно избегало возможности своей идентификации и проверки при посадке», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.