1 декабря 2013 года вступил в силу закон об MNP (mobile number portability в переводе - переносимость мобильного номера). Проще говоря, клиенты перестали зависеть от оператора и вольны переходить к его конкуренту, забирая с собой свой номер. 

 

Пробная версия

На деле все вышло не так просто. После вступления в силу закона провайдеры сотовой связи в один голос заявляли, что российский телекоммуникационный рынок к введению такой услуги не готов. В правительстве просьбу операторов услышали и разрешили компаниям самим решать – предоставлять услугу переноса номера своим клиентам или нет. Крайний срок обозначили 15 апреля.

Переход корпоративных клиентов из одной сети в другую также предусмотрен. Тендер Совета Федерации на обслуживание сенаторов выиграла компания "Мегафон", предложившая меньшую цену. При этом одним из условий контракта было сохранение мобильных номеров прежнего оператора. На деле МТС четырежды отклонял заявки "Мегафона" на MNP 450 номеров, ссылалась на некорректность предоставленной информации о переносимых номерах.

С такой же проблемой в первое время часто сталкивались и обычные абоненты. По данным Россвязи, только за первый месяц 20 процентов заявок на перенос номера операторы отклонили из-за неправильно заполненной анкеты.

 

Правила ухода

 

Для того, чтобы сменить оператора, требуется написать соответствующее заявление и принести с собой удостоверение личности (или доверенность, если номер зарегистрирован на другого человека). Приходить необходимо именно лично - послать заявление со сканами документов по Интернету пока невозможно (хотя услугу обещают усовершенствовать). Так что просто хлопнуть дверю обиженному клиенту не удасться, придется выстоять очередь из подключающихся и жалующихся. Но и это еще не конец. Заявление по ряду причин может быть отклонено, например, если у вас имеется неоплаченный долг прежнему оператору, если номер уже заблокирован или вдруг паспортные данные не сопадают.

Во время пробного запуска операторы могли месяц рассматривать заявление, но теперь компании «большой четверки» обязаны переносить телефонные номера от одного сотового оператора к другому в сжатые сроки – не превышающие 8 дней для физических лиц и 29 дней для юридических. Сроки можно увеличить лишь по желанию абонента. При этом, если оператор по каким-либо причинам не сможет это сделать вовремя, то абонент будет обслуживаться бесплатно, то есть до момента фактической передачи номера.

Да и цена перехода довольно демократичная — всего 100 рублей, приэтом менять оператора можно неограниченное количество раз.

Официальную статистику перехода ведет Центральный научно-исследовательский институт связи. Именно этот посредник между операторами формирует специальный файл, при установке которого информационные системы определяют принадлежность номера к тому или иному провайдеру.

По мнению экспертов, некорректная установка этого файла обязательно приводит к проблемам со связью. Самые большие сложности возможны в роуминге: за границей абонент с перенесенным номером может и вовсе оказаться вне зоны доступа. Услуги мобильного банкинга, скорее всего, придется перенастраивать. А платеж через терминал может не дойти до счета абонента.

На данный момент число заявок на переход от одного мобильного оператора к другому с сохранением номера составило 1 миллион 150 тысяч.

Марина Староверкина