В Нижнем Новгороде 28 апреля открылся IX Съезд Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.

Съезд посвящен теме постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатов.

В Съезде принимают участие уполномоченные по правам ребенка из всех субъектов РФ. Надо отметить, что на конференцию также приехали  представители сферы социальной защиты новых российских регионов – Республики Крым и г. Севастополя.

В Съезде принимают участие уполномоченные по правам ребенка из всех субъектов РФ.

В торжественной церемонии открытия Съезда приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и  губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

В своем выступлении Бабич подчеркнул, что государственная политика в сфере защиты детства направлена на решение всех проблем,  с которыми сталкиваются дети-сироты, в том числе, выпускники детских домов и интернатов, поэтому, по словам Бабича, тема Съезда является важной и актуальной, и особая роль в создании грамотной постинтернатной системы принадлежит институту Уполномоченного по правам ребенка. Валерий Шанцев, в свою очередь, поприветствовал всех участников и гостей конференции в Нижнем Новгороде, рассказал о том, как в регионе решаются насущные проблемы в сфере защиты детства.

Уполномоченный при Президенте ТРФ по правам ребенка Павел Астахов в рамках Съезда, посвященного теме "Защита прав выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы постинтернатного сопровождения" выступил с докладом "О государственной политике создания системы постинтернатногосопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе".

 «Начало взрослой самостоятельной жизни – очень непростое время для любого молодого человека.  Отсутствие поддержки, опыта порождает многочисленные ошибки, которые приводят к негативным последствиям. Вместе с тем, сирота остается один на один со взрослой жизнью, вступая в которую, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, взаимодействие с широким социумом», - начал свой доклад Астахов.

 павел астахов

Большое число воспитанников выбывает в учреждения профессионального образования. В 2013 году их число составило 10614 чел. Из них свыше 50% поступили в учреждения начального профессионального образования, около 40% - в учреждения среднего профессионального образования, и лишь 5% - в высшие профессиональные учебные заведения.

Далее он привел данные государственной статистической отчетности, согласно которым из детских домов и школ-интернатов ежегодно выбывает около 30 тысяч воспитанников.  В последние годы число, как учреждений для детей-сирот, так и самих воспитанников в этих учреждениях сократилось, вместе с тем, среднестатистические данные свидетельствуют о том, что большее число воспитанников выбывает в учреждения профессионального образования.  В 2013 году их число составило 10614 чел. Из них свыше 50% поступили в учреждения начального профессионального образования,  около 40% - в учреждения среднего профессионального образования,  и лишь 5% - в высшие профессиональные учебные заведения.

В связи с чем, в число одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государством и обществом, входит задача создания и совершенствования системы их социальной адаптации, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессии и последующем трудоустройстве, подчеркнул Астахов.

Необходимость создания системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г.

В распоряжении Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2563-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» одним из приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» также обозначена поддержка постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений. 

Министерством образования и науки в марте 2011 года на места направлены «Рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей».   

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который предусматривает, в том числе, и постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный закон призван комплексно решать вопросы по социальному, медицинскому, педагогическому, правовому сопровождению граждан, нуждающихся в социальных услугах.

Надо начинать с подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, когда они находятся еще в стенах учреждений, а не после их выпуска.

На местах предпринимаются конкретные меры, направленные на улучшение работы по постинтернатному сопровождению воспитанников учреждений, однако представляется, что надо начинать с подготовки таких детей к самостоятельной жизни, когда они находятся еще в стенах учреждений, а не после их выпуска.

При этом главное внимание уделять тем детям, которые не уйдут или уйдут в семью с малой вероятностью. Как правило, это дети в возрасте 14-17 лет и трудные подростки.  На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 6039 подростков, проживающих в детских домах и интернатах.

Отдельного внимания требует проблема защиты прав детей-сирот и лиц из их числа на получение профессионального образования и права на труд, что является составляющей частью их социализации и адаптации в обществе.

Вместе с тем, одной из главных задач государства в сфере труда и занятости выпускников детских домов является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин (справа) во время посещения детского дома в селе Маныч в ходе рабочей поездки в Ростов-на Дону. © РИА Новости / Сергей МамонтовВ соответствии со ст.9 ФЗ № 159 ищущим работу впервые и зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного детям данной категории и лицам из их числа, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в регионе.

 При этом, в течение указанного срока органы службы занятости осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Статьей 9 вышеназванного Закона № 159 установлены дополнительные гарантии права на труд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 02.07.2013 года внесены изменения и дополнения в статью 6 – Дополнительные гарантии права на образование и выплаты определяются нормативными правовым актами субъектов РФ.

Не может не вызывать обеспокоенность то, что в течение последних 5 лет сокращается число образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования (в настоящее время в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, именуются как учреждения среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих) которые, как правило, являются одними из главных образовательных учреждений социализации  детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. 

Мэр Москвы Сергей Собянин общается с воспитанниками детского дома № 48. © РИА Новости / Евгений СамаринЧисло таких учреждений с 2009 года сократилось на 45% (с 2311 в 2009 году до 1271 – в 2013 году) и соответственно число обучающихся в них детей данной категории с 771105 чел. в 2000 году до 277018 в 2013 году.

Особого внимания заслуживает защита имущественных прав выпускников интернатных учреждений и, конечно, эти вопросы должны решаться не при их выпуске, а в течение всего времени нахождения в детском учреждении.

В данный момент в самой Москве впервые в России формируется система постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений. Уже принят соответствующий закон, согласно которому с бывшими детдомовцами будет заключаться специальный договор о патронате. Причем ответственность за это может быть возложена как на конкретного человека, так и на целую уполномоченную организацию. Комплексный патронат — это помощь в юридических, медицинских, правовых, психологических, социально-бытовых, жилищных и других вопросах. Но у города есть лишь пять лет, чтобы к 23 годам вчерашние детдомовцы превратились из несамостоятельных детей в нормальных социально ответственных граждан. Это сложная задача.

После доклада во время брифинга для журналистов Павел Астахов отметил хороший опыт Нижегородской области в решении вопроса обеспечения сирот жильем. Валерий Шанцев заявил, что для правительства региона вопросы постинтернатного сопровождения сирот являются приоритетными, и работа в этом направлении будет продолжена.

 Надежда Отделкина, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области, рассказала "Росинформбюро" о том, что, на ее взгляд, является главным аспектом в создании системы постинтернатного сопровождения:

"Конечно, множество аспектов связаны с этой темой. Но ключевым вопросом, как мне кажется, является создание служб сопровождения и их дальнейшая работа по разным направлениям и в том, что касается образования и здравооохранения, и социальных служб, которые в рамках действующего законодательства должны выполнять необходимые гарантии в отношении ребенка-сироты, чтобы после выхода из детского дома он не оставался один на один со своими проблемами".

Но по ее словам, работа еще предстоит большая: "Сегодня эта тема обсуждается в различных секциях. И завтра разговор будет продолжен на круглых столах. По окончанию съезда будет подведение итогов и будет принята резолюция по вопросу постинтернатого сопровождения".



Дарья Андреева