Ассоциация Российские автомобильные дилеры (РОАД) четыре раза обращались в правительство с просьбой возобновить субсидирование автокредитов. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил ведомствам рассмотреть возможности запуска льготного автокредитования и использования материнского капитала на покупку машин. 5 февраля Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития должны вынести свой вердикт. Но уже в январе глава Минпромторга Денис Мантуров высказывался против возвращения данного механизма господдержки.

 

Неутешительный прогноз

 

Как сообщает РБК со ссылкой на собственные источники, представители дилерских центров просят не просто вернуть данную меру поддержки авторынка, но и выделить на нее из государственного бюджета 20 млрд рублей на весь год или половину от этой суммы на первые шесть месяцев. 

Продавцы убеждены, что устойчивый спрос может обеспечить только низкая ставка по кредитам, не превышающая 15%. В таком случае, по прогнозам представителей ассоциации, россияне приобретут в кредит порядка 30% от общего числа реализованных транспортных средств, а это примерно 620-680 тысяч автомобилей.

При этом дилеры заявляют, что без возобновления государственной программы льготного автокредитования автодилерам грозит крах: из-за слишком высокой ставки (порядка 23%) доля займов на приобретение новых машин "упадет в разы". Также по их подсчетам, рынок автомобилей в 2015 году рискует упасть до 28-30% по итогам года. 

По прогнозу, генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, цены на ввозимые иномарки к концу года вырастут до 50%, на собираемые в РФ — в пределах 40%, шансы увеличить продажи есть у «АвтоВАЗа» и иномарок, собираемых в России. «Выживаемость дилеров будет зависеть от суммы факторов, в том числе степени их закредитованности, продаваемых брендов, наличия диверсифицированного бизнеса. В конце концов и от владельца зависит, захочет ли он остаться в этом бизнесе», - сказал он.

По мнению президента «Российских автомобильных дилеров» Владимира Моженкова, при падении продаж на тысячу автомобилей, закрывается один дилерский центр. В тяжелой экономической ситуации с рынка могут уйти 30-35% дилеров, если государство им не поможет.

Ассоциация автодилеров также считает, что материнский капитал вполне можно инвестировать в автомобиль. Однако в правительстве эта идея не нашла поддержки. Вице-премьер социального блока Ольга Голодец заявила, что материнский капитал тратить на автомобиль нецелесообразно: сейчас 97% семей используют эти средства на покупку жилья, а  «автомобиль дело приходящее». В числе других мер поддержки российского автомобильного рынка продавцы предлагают субсидирование обновления автопарков фермеров, сельских работников и предпринимателей. 

 

Опыт прошлых лет

 

Под госпрограмму льготного кредитования в 2013 году попали автомобили с минимальной комплектацией не дороже 700 тысяч рублей и не тяжелее 3,5 тонн: Chevrolet Cruze, Citroen C4, Ford Focus, Kia cee'd, Mazda3,Mitsubishi Lancer, Nissan Tiida, Opel Astra, Peugeot 408,Skoda Octavia и Toyota Corolla и др.

Программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8% (сейчас – 17%). Всего по программе было выдано 280 тысяч льготных кредитов, совокупная поддержка государства составила 8,6 млрд рублей.

РОАД отмечает, что программа принесла бюджету в виде налогов 28 млрд рублей. Программу предполагалось продлить до апреля 2014 года, но государство сочло это нецелесообразным.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, в 2013 году государство субсидировало примерно 6% от базовой ставки банка, это 30–50% от эффективной ставки. Но из-за повышения банками базовой ставки скидка от государства фактически исчезла, и программа перестала быть выгодной для покупателя. 

Государство нашло другой выход: программу утилизации. В 2014 году на нее было выделено 10 млрд рублей, еще 20 млрд предлагается направить в 2015 году.

«Программа обновления автопарка, в плане поддержки спроса, – более эффективный механизм. По ней покупатель получает прямую выгоду. Наконец, бюджетная эффективность программы обновления автопарка сегодня выше: на каждый вложенный рубль государству возвращается более четверти», – добавил Морозов.

При ключевой ставке в 17% вопрос о льготном автокредитовании, по мнению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, был нецелесообразен. 

"Когда изменится ключевая ставка, и в зависимости от того, как сложится конъюнктура на автомобильном рынке, мы будем возвращаться к этому вопросу для последующего принятия решения", - сказал он.

30 января Совет директоров Банка России нежиданно решил снизить ключевую ставку c 17 до 15% годовых. 

 Марина Староверкина