Трагедия, произошедшая утром 15 июля на синей ветке московского метрополитена, стала одной из самых серьезных аварий за последние годы. Одна из рабочих версий - из-за резкого скачка напряжения на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» поезд совершил аварийную остановку и сошел с рельсов. Результат - десятки пострадавших, более десяти погибших. 

В феврале текущего года в столичном метро возникли очередные технические неполадки. На «фиолетовой» ветке в утренний час пик произошел сбой, что привело к прекращению движения поездов от станции «Текстильщики» до станции «Баррикадная». Сбой произошел из-за проблем с напряжением – неисправность токоприемника поезда потребовала обесточивания контактного рельса, а устранение всех неполадок заняло целый час. Не удивительно, что за это время на станциях скопилось множество людей, желающих попасть на работу. Как следствие, образовалось давка. В результате у сотни пассажиров – потраченные нервы и испорченное настроение.

Станция Боровицкая © Герда АнтоноваМинувшей осенью на станции «Варшавская» у состава отвалился тягловый двигатель. На «Краснопресненской» поезд отправился с открытыми дверьми. На «Полянке» загорелся пульт в кабине машиниста. Произошло возгорание кабеля на «Охотном ряду». На «Тульской» 52 минуты состав стоял в туннеле. В «Филях» отвалился амортизатор и упал на токоприемник. В депо «Варшавская» и «Владыкино» около 140 вагонов стояли с перепробегом.

Одна из крупнейших аварий произошла 5 июня 2013 года на Сокольнической линии. Тогда на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд» дважды загорелся силовой кабель. Площадь пожара составила десять погонных метров. После локализации пожара шесть станций метро на «красной ветке» внутри «кольца» были закрыты, 4,5 тысячи пассажиров были эвакуированы. Полностью восстановить движение удалось только к середине дня. Более 50 человек пострадали.

 

Количеством сбоев в работе московской «подземки», произошедших в последнее время, заинтересовались в Общественной палате РФ.

Осенью прошлого года в Общественной палате состоялся «Круглый стол», где обсудили работу метро. Тогда начальник московского метрополитена Иван Беседин сообщил, что в 2013 году в метрополитене было 1500 сбоев. Эксперты и гости «Круглого стола» выделили несколько причин ухудшения качества работы столичного метро, к которым отнесены:

© Анарбек Чакаров1. Устаревшее оборудование и недоброкачественные новые подвижные составы.

2. Отсутствие контроля за соблюдением норм качества продукции, нехватка запчастей.

3. Дефицит персонала, в первую очередь технического.

4. Нехватка времени на техническое обслуживание подземки (всего лишь три часа по ночам).

5. Отсутствие единого органа, который бы занимался контролем за соблюдением технической безопасности на метрополитене, и федерального закона, который бы регулировал эти вопросы.

6. Увеличение пассажиропотока.

По мнению члена ОП, председателя редакционного совета официального периодического печатного издания «Воинское братство», сопредседателя Союза потребителей РФ Владимира Слепака, за формулировками о снятии напряжения с контактного рельса, возгорании муфты напряжением 400 вольт, воспламенении силового кабеля, неисправностью вагонов, короткого замыкания в оборудовании поезда стоит очевидная человеческая халатность, отсутствие должного профессионализма и неспособность принять меры для исправления сложившейся ситуации.

На вопрос «Росинформбюро» о статистике ежемесячных аварий и мерах, предпринятых для исправления ситуации, пресс-служба метрополитена на момент опубликования статьи не ответила. В свою очередь, на специальном совещании, посвященном указанным проблемам, Беседин утверждал, что на данный момент принимаются все необходимые меры для предотвращения сбоев в работе «подземки». Сейчас решаются сразу несколько масштабных задач — это и разветвление сети, и модернизация подвижного состава и путей, и увеличение количества поездов, и повышение комфортности проезда, и расширение штата сотрудников — как машинистов, так и технических специалистов. Причем для машинистов проводятся специальные тренинги, в том числе и по оперативному аварийному реагированию. Также происходит обновление подвижного состава, начиная с 2011 года метро получило 800 новых вагонов.

Вроде бы прошедшее в ОП мероприятие положило начало конструктивному диалогу между руководством столичного метро и представителями гражданского общества. В результате обсуждения даже было решено создать в ОП рабочую группу, которая будет заниматься мониторингом ситуации на столичном метрополитене. Тогда члены ОП были уверены, что руководство Московского метрополитена разделяет обеспокоенность общественности, что оно сделает правильные выводы и сообщит о комплексе мероприятий, позволяющих устранить причины постоянных аварий, накажет виновных,  введет дополнительные меры безопасности.

Тогда же сопредседатель Союза потребителей РФ предложил провести расследование постоянных «сбоев» в работе метро и проинформировать москвичей о его результатах.

«Ничего подобного не произошло! Метро закрыто для честного разговора с общественностью, только скупые сообщения о восстановлении движения и заверения, что ситуация находится под контролем, все остальное овеяно «тайной подземелья». И каждый новый день приносит нам «банальные, похожие» сводки: «Движение на «зеленой» ветке метро парализовано из-за сваи, пробившей тоннель», «Вечером в субботу из кабины поезда выпал машинист», <…> «поезда на отрезке «фиолетовой» линии прекратили движение по техническим причинам», - отметил Владимир Слепак.

При этом он добавил, что странно, почему «никто» не видит в происходящем недопустимую закономерность, имеющую все признаки системного нарушения закона.

Цена вопроса: Бюджет на развитие метро

Еще в 2012 году московские власти обращались в правительство РФ с просьбой выделить часть средств на строительство метро из федерального бюджета. Тогда столичный бюджет только на 2012 год выделил 5 миллиардов долларов. При том, что на всю программу до 2020 года необходимо 30 миллиардов долларов.

Напомним, что программа развития метрополитена Москвы до 2020 года была принята весной 2012 года. Она предполагает строительство 150 км путей и 70 новых станций, в том числе на присоединенных территориях и в Московской области. Каждый год городские власти рассчитывали выделять на ее реализацию примерно по 3,3 миллиарда долларов, общий объем затраченных средств может составить более 30 миллиардов долларов (до 1 трлн рублей).

© Андрей ГореловскийВместе с тем столичное метро планирует провести кампанию по «популяризации и формированию положительного имиджа».

Как ранее, 4 октября 2013 года, писали «Известия», на разработку стратегии метрополитен готов потратить 232 миллиона рублей. Так, для метро будет разработан бренд, а у «подземки» появится новый логотип и «словесный товарный знак». Кроме того, метрополитен намерен изменить и свой внешний вид, по-новому оформить свой подвижной состав и изменить форму сотрудников. При этом на популяризацию новых тарифов, которые появились в подземке в начале года, было потрачено около 350 миллионов рублей.

По словам начальника столичного метро, имидж метро – это гарантия качества перевозок, гарантия безопасности.

Однако не понятно, каким образом улучшение внешнего вида метро будет способствовать решению названных проблем. По мнению некоторых экспертов, для метро улучшение имиджа не главное, во что можно было бы инвестировать бюджетные средства. Проблемы Московского метрополитена достаточно очевидны, поэтому можно с определенной долей уверенности утверждать, что этим денежным средствам вполне могло найтись более рациональное применение.

 

Алиса Ермакова, Ника Бажанова