Неделя началась с того, что президент РФ Владимир Путин своим указом ликвидировал федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации «РИА Новости» (город Москва).

На его месте создается такое же предприятие «Россия сегодня», главной целью и задачей которого является «освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации». И в новом информагентстве уже назначен новый генеральный директор – телеведущий с канала «Россия» Дмитрий Киселев.

Это не просто переименование или переформатирование уже существующей медийной структуры. Это настоящая ее ликвидация и радикальное изменение всей ситуации на российском медиарынке. По сути дела, многопрофильное и мультимедийное информационное агентство низводится до уровня своего предшественника – АПН советских времен, которое тоже работало исключительно на «зарубеж».

Официальный Кремль уже объяснил всю эту реорганизацию необходимостью экономии бюджетных средств. Наверняка есть определенные резоны для такой постановки вопроса. В РИА Новости только в новостных редакциях трудится 850 человек, а всего в штате – около 2 тысяч. Плюс гигантское здание на Зубовском бульваре. Плюс – еженедельная газета «Московские новости». Плюс – бывший «Прайм-ТАСС», купленный у конкурирующего информагентства в 2011 году…

Получается целая империя, которая, по всей вероятности, не могла себя окупать. Не говоря уже о том, что средства на нее в бюджете выделялись постоянно. Как и на соперничающую структуру – ИТАР-ТАСС. Может быть, и в самом деле держать целых два мощных и дорогостоящих государственных информагентства – это чрезмерная роскошь. Особенно в период кризиса.

Но кроме экономической составляющей имеет или имела место и политическая компонента. В 2009 – 2011 годах, когда автор этих строк там работал,  РИА Новости условно считались «медведевским ресурсом». И информационная политика во многих нюансах соответствовала этой характеристике. Это вовсе не значит, что в материалах РИАН каким-то образом критиковался Путин. Нет, ничего подобного не было и быть не могло.

Но практически каждая, даже не самая громкая и значительная инициатива или выступление Дмитрия Медведева – он был тогда президентом – всячески выпячивалась и раскручивалась. Так, например, РИА Новости было единственным государственным СМИ, где появились специальные публикации, приуроченные к годовщине выхода статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». И то был не единственный подобный случай.

Руководство РИА Новости в целом и вполне официально позиционировали свое агентство как либеральное и реформаторское. В таком же свете преподносилась и «линия партии» под руководством Медведева. При этом постоянно проходили глухие намеки на то, что в верхних эшелонах власти есть сторонники другой линии, соответственно, консервативной и нелиберальной.

Фамилии конкретных политиков при этом никогда не назывались. Но когда Медведев перестал быть президентом и перешел на вторую позицию в государстве, отдельные проницательные наблюдатели предсказывали, что для РИА Новости это изменение не пройдет незамеченным. Хотя никто не мог предполагать такой радикальной перегруппировки государственных медийных ресурсов.

Строго говоря, меры по повышению эффективности деятельности государственных СМИ свелись к тому, что защищать свой имидж и разъяснять свою внутреннюю и внешнюю политику на международной арене будет одно информационное агентство. То самое, которое создается на основе РИА Новости. А на внутреннюю аудиторию будет работать другое агентство – ИТАР ТАСС, которое может торжествовать и праздновать победу в затяжной «войне» с РИА.

Война эта была весомой, грубой, зримой реальностью, Она никогда не перехлестывала через границы умеренности и, как всякая конкуренция, скорее даже помогала, способствовала развитию обеих структур. Еще совсем недавно казалось, что выигрывает РИАН. Особенно усилилось это ощущение после вышеупомянутой покупки «Прайм-ТАСС».

Однако, как оказалось, это была мнимая победа. И теперь огромный коллектив РИА Новости вынужден будет пройти сквозь мучительную и болезненную процедуру перестройки и реорганизации. Многие звенья – отделы, редакции - неизбежно придется отсечь за ненадобностью вместе с работающими в них людьми.

Между тем, специалистов, подготовленных для выполнения новой задачи - «освещения за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации» – у нас почти не осталось. Международники – политические обозреватели, которые еще остались, пребывают в преклонном возрасте. А новых профессионалов, умеющих писать для иностранцев о новостях нашей жизни, за минувшие годы не подготовили.

Николай Троицкий