Уже третьи сутки в центре внимания российской и мировой общественности судьба российских журналистов телеканала LifeNews Олега Сидякина и Марата Сайченко, которые были задержаны Нацгвардией Украины под Краматорском Донецкой области, а накануне вечером переправлены в Киев. Оценки этого происшествия весьма разнятся как среди официальных лиц, так и среди простых пользователей соцсетей.

 

Из журналистов в террористы

 

Съемочную группу телеканала LifeNews задержали служащие Национальной Гвардии Украины 18 мая в 13:50 мск под Краматорском. Спецслужбы Украины обвинили Сидякина и Сайченко в том, что они являются частью террористической группы, при этом признав, что журналистов задержали за выполнение служебных обязанностей. 

«Украинскими военнослужащими вместе с зенитно-ракетным комплексом были обезврежены несколько террористов, было задержано несколько террористов и двое граждан России, которые с видеокамерами, с ПЗРК уже готовились снимать очередной теракт на нашей территории. И оба гражданина России с документами, видеофайлами, где зафиксированы зверские убийства украинцев, сейчас находятся в Киеве и начинаются их допросы", - заявил председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко.

В последний раз журналисты выходили на связь с редакцией, когда находились возле одного из блокпостов на подступах к городу. Спустя семь часов в социальных сетях появились доказательства задержания журналистов украинскими военными. На опубликованном фото журналисты сидят со связанными за спиной руками, предположительно, на территории военного аэродрома под Краматорском. Затем появилось и видео, на котором видно, в каких условиях оказались корреспондент и оператор. Бойцы нацгвардии грубо обращаются с корреспондентами LifeNews. На коленях, лицом в землю, руки связаны - это кадры задержания журналистов. К вертолету ведут с пакетами на голове. Затем на видео показывают переносной зенитно-ракетный комплекс, якобы обнаруженный в багажнике автомобиля журналистов. Паспорта россиян сняты рядом с переносным зенитно-ракетным комплексом. Довольно топорное послание, но считывается легко - вот паспорта, вот ПЗРК, вот они вместе, чего же, как говорится, боле.

Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Виктория Сюмар так прокомментировала арест журналистов: "Де-факто они являются частью террористической группы. Содействие террористам, помощь терроризму - это не журналистика". 

Складывается впечатление, что эта мысль показалась многим интернет-пользователям оригинальной и меткой, потому что иначе ее активное тиражирование не объяснить.

 

Возможно, многим стоило бы задуматься о тех украинских журналистах, которые снимали приготовление коктейлей Молотова в Одессе, - это было работой или соучастием? Впрочем, похоже, что сейчас вообще вновь встает вопрос о том, что такое журналистика, и какими правами и какими обязанностями обладает журналист. Конечно, если стыдливо называть идущий в стране вооруженный конфликт - происками террористов, то говорить не о чем, а если все же вспомнить о том, что журналист в "горячей точке" имеет право на защиту как гражданское лицо, то ситуация с правами человека на Украине куда печальнее, чем пытаются представить в своих бесконечных докладах ПАСЕ и Совбез ООН. 

Плохо, когда о цене жизни журналиста судят по изданию, в котором он работает, и совсем уж печально, когда пишут "Расстрелять!" от собственной дурости, не желая ничего ни знать ни слышать, кроме припаянного обвинения в "терроризме".  

 

Всем миром

 

Достаточно оперативно МИД, ОБСЕ и СПЧ потребовали освободить российских журналистов, а позже к призывам подключились Госдума, Совфед и Кремль. Именно такая обширная акция по спасению захваченных журналистов и стала камнем преткновения - в соцсетях появились обвинения в том, что подобная активность вызвана ничем иным, как желанием властей вызволить сотрудников прокремлевского канала. При этом похищение журналиста "Новой газеты" Павла Каныгина ополченцами ДНР подобного массового сплочения не получила, отмечают пользователи соцсетей.

Какие шаги для освобождения Каныгина предпринимало руководство "Новой газеты" судить не возьмемся, но именно руководство холдинга NewsMedia обратилось к министру иностранных дел РФ с просьбой оказать содействие в их освобождении, в результате чего Сергей Лавров призвал ОБСЕ принять все необходимые меры для освобождения российских журналистов. ОБСЕ, в свою очередь, в письме назначенному после смены власти на Украине главе МВД Арсену Авакову потребовала освободить российских журналистов и призвала тщательно расследовать этот случай. Фотографии с хештегом #SaveOurGuys, посвященные захваченным на Украине корреспондентам, возглавили топ-10 российского Twitter. Именно редакция LifeNews приложила усилия, чтобы дать максимальную огласку информации о похищении репортеров. Хэштег "спасите наших парней" вышел на первое место в трендах в Twitter в Киеве. Поддерживают призыв и пользователи в США и Европе.

Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова обратилась к нынешним украинским властям с просьбой принять меры по освобождению российских журналистов LifeNews и по наказанию ответственных в их задержании. Кроме того, Памфилова заявила о том, что обратится к своей украинской коллеге Валерии Лутковской с просьбой инициировать соответствующее расследование в Верховной раде.

Совет Федерации на заседании в среду может рассмотреть обращение к Верховной раде о необходимости соблюдения международных соглашений по обеспечению работы журналистов на территории Украины.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия требует незамедлительного освобождения задержанных на Украине журналистов издания LifeNews.

 

Ничего не вижу, ничего не слышу

 

При этом в Госдепе США предпочитают не замечать происходящего.

Отвечая на вопросы репортеров, руководитель пресс-службы Госдепартамента США Дженнифер Псаки заявила, что не видела сообщений о похищении корреспондентов LifeNews на Украине.

На вопрос, знает ли Псаки, что появились сообщения о задержании российских журналистов киевскими властями, она ответила, что "не видела этих сообщений".

Журналисты попытались обратить внимание сотрудника Госдепа США на то, что в России обеспокоены тем, "что эти парни были задержаны и их не освобождают". Репортер AP спросил у Дженнифер Псаки, может ли она изучить этот вопрос и сказать, что думает об этом. На что сотрудница Госдепа ответила: "Конечно!"

Американские журналисты не удовлетворились таким ответом и спросили: «Если вы придете к выводу, что они были задержаны, вы подтолкнете киевские власти к их освобождению?»

Но Псаки, по традиции, ответила, что «начнет с изучения фактов».

 

 "Росинформбюро" обратился к главному редактору LifeNews Анатолию Сулейманову с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Для начала, Сулейманов рассказал о самих журналистах и причинах их задержания:

"Марат Сайченко работает 15 лет в нашей компании, и он считается лучшим папарацци в России, и это действительно так. К этому человеку вопросов быть не может быть в профессиональном плане. Это человек без тормозов, если он видит, что там стреляют, то он туда лезет. Мы всегда знали, что Марата нужно останавливать. И Олег Сидякин, который с ним в паре - такой же. Просто так совпало. Не было так, чтобы один мог сдерживать другого, как это бывает в паре, когда они снимали эти вертолеты ооновские и устроили международный скандал. Как нам доложил собственный источник в СБУ, это и стало причиной. Когда была стрельба, туда никто не совался из российских журналистов, а они туда пробрались, их обстреляли, но они залегли, нашли удачную точку и засняли эти вертолеты, которые украинцы прятали. Потом они сняли обстрел рыбаков под Краматорском, которых убили, и то, как женщину расстреляли в автомобиле «Нива». Они были как шило в заднице для украинских властей. И на самом высоком уровне было принято решение разобраться и устроить проблемы. Вот нашли и устроили проблемы. С одной стороны, это месть за ооновские вертолеты, с другой, это зачистка информационного поля перед выборами, это удобный момент, чтобы начать задерживать журналистов. Предвыборная кампания на Украине - она невероятно грязная, и тут не нужно быть пророссийским изданием, чтобы это понимать. Им не нужно, чтобы освещали карусели и очередные скандалы, им нужна тишина".

Главный редактор канала напомнил о том, что ранее за головы журналистов LifeNews назначено вознаграждение:

"Насчет информации о том, что за головы наших журналистов на Украине была назначена награда, - это стало известно еще три недели назад. Наша группа из Славянска присылала твиты, о том что за их головы назначена награда 10 000$ , а потом и 20 000 $. Славянск, как известно, находится на границе с Днепропетровской область, а там сидит такой олигарх Коломойский. Так что действительно все следы ведут туда".

Анатолий Сулейманов прокомментировал и заявления о том, что активная акция по освобождению инициирована властями, так как LifeNews считается проправительственным ресурсом:

«Кого еще из журналистов захватывали украинские власти, и чтобы так долго держали, кем еще СБУ так плотно занималось, а СНБО делало такие громкие заявление, чтобы снимали ПЗРК на фоне паспортов? Когда наше руководство начало активно раскручивать весь это шум, пургу и бучу, посыл был следующий - что если мы оставим все это в тишине, их назовут террористами, прихлопнут по-тихому, мол не разобрались, спишут на жертвы войны и военные издержки - не разобрались, неизвестно как, при попытке к бегству. Важно, чтобы было понятно, что это, в первую очередь, журналисты. Мы звонили в Общественную палату, МИД, депутатам. И спасибо им огромное, что они нас поняли. Несмотря на воскресенье, начали предпринимать первые шаги и в понедельник уже сделали первые заявления. Не потому, что мы проправительственное издание, и нам надо помогать. Мы сами начали предпринимать активные действия, поднимали все свои связи, возможные и невозможные. Вот этот хэштег, что нам правительство, Кремль предложили? Мы сами его создали и раскрутили. И какой итог? Что это стало известно на международном уровне, и насчет наших журналистов вопрос задали в Госдепе США Джен Псаки. Это не Кремль диктует: создайте хэштег и выведите его на первое место. И если бы мы молчали, то никто не подключился, я вас уверяю. Уверен, что с нашими ребятами либо что-то сделали, либо пытали бы их так, что мы бы увидели видео, где они избитые или накачанные потвердили бы: "Да, мы террористы. Мы хотели подбить военный вертолет Украины, а еще захватить истребитель, полететь в Киев и разбомбить Верховную Раду"».

"В том, что у СБУ есть возможность получить любое призание, у меня сомнений нет," - резюмировал Сулейманов.

 

 

Ника Бажанова, Дарья Андреева